МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Администрация ГО Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 10 имени воина-интернационалиста Александра Харламова
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
МО МАОУ СОШ №10
Директор МАОУ СОШ
№10
________________________
Лаптева Т. В.
Приказ №172 от «29»
августа 2024 г.
________________________
Кульнева Е. А.
Приказ №172 от «29»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
ХОР
для обучающихся 1-9 классов
п. Половинный 2024
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
МЛАДШИЙ ХОР
Личностные универсальные учебные действия
У ученика начнут формироваться:
•
мотивы концертной деятельности и личностный смысл учения посредством
раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, способы отражения
жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
•
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе сольного,
ансамблевого и хорового исполнения;
•
мотивация к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости
в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкальнотворческой деятельности учащихся.
•
эстетические потребности, ценности, чувства и художественный вкус на
основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в
жизни человека и общества;
•
готовность и способность к саморазвитию;
•
развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде
искусства;
•
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
•
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в процессе познания
произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных
образов и их взаимодействия;
•
представления о нравственных нормах, развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе
восприятия вокальных произведений в музыкальной исполнительской
деятельности;
•
установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развитие
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание
бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной
культуры.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
•
самостоятельно включаться в творческую деятельность;
•
адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать
многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций
одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного
решения;
2
•
овладевать способами решения поискового и творческого характера;
•
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого
сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других
учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
•
осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из
частей, выявлять основания его целостности.
Обучающиеся получат возможность:
•
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно
обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной
области;
•
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
•
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
•
оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
•
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
•
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру,
предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их
развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
•
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта
коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи,
осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата;
•
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения
осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом
имеющихся условий.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
•
общению в вокально – творческой деятельности;
•
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
•
общаться со слушателями в условиях публичного предъявления результата
творческой музыкально-исполнительской деятельности.
3
Обучающиеся получат возможность:
•
совершенствовать свои вокальные умения и навыки, опираясь на знание
композиционных функций музыкальной речи;
•
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично
исполнять их сольно.
Предметные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
•
практические умения и навыки вокального творчества;
•
первоначальные представления о роли пения в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
•
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к
музыкальному (вокальному) искусству и музыкальной (вокальной) деятельности.
Обучающиеся научатся:
•
участвовать в концертной деятельности;
•
воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать свое
отношение к ней в пении.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
творческой самореализации в процессе осуществления собственных
музыкально-исполнительских замыслов;
•
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
•
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
•
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной
вокальной деятельности.
СТАРШИЙ ХОР
Личностные универсальные учебные действия
4
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Хоровое
пение»:
− чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание свое этнической и национальной принадлежности на основе изучения
лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских
композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений
современного музыкального искусства России;
− целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе
сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов,
национальных стилей;
− умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности;
− уважительное отношение к культуре других народов, сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения,
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
− ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в музыкальной жизни класса, школы, города и т. д.;
− формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
− развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в
жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при
изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в
реальных жизненных ситуациях, т. е. учебные действия учащихся, проявляющиеся
в познавательной и практической деятельности:
− овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности; − освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных
сочинений;
5
− формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в
процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее
эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
− освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
− овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
− приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных
эпох, 9 творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
− формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и
письменной форме;
− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового,
стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой
деятельности;
− умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные
программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и
т. д.).
Предметные результаты
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения
данного курса опыт специфической для данной предметной области деятельности
по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной
научной картины мира:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовнонравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира; знание
основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
6
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкальнотворческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое
отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной, классической и современной;
понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных
жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических
композиций,
исполнение
вокально-хоровых
произведений.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХОР»
Младший хор (1-4 классы)
Раздел 1. Вокально-хоровые навыки
Певческая установка.
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения,
сидя и стоя. Пение знакомых песен. Техника безопасности. Знакомство с
голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.
Дыхание.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный
характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого
произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные
его приёмы. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Роль певческого
дыхания в звукообразовании. Пение упражнений на разные виды дыхания.
Опорное дыхание. Связь дыхания с другими элементами фонации – атакой, силой,
тембром звука и т.д.
Атака звука.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки).
Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их
формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp,
p, f. Развитие дикционных навыков. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная.
Артикуляционный аппарат. Тембр голоса. Гласные и согласные звуки - основа
пения. Положение гортани при пении. Академическая манера пения. Высокая
позиция на всех звуках диапазона детского голоса.
Дикция.
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении.
Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова
согласных к последующему слогу. Скороговорки, упражнения на различные
сочетания согласных с гласными.
Раздел 2. Распевание хора.
7
Фонопедическая система упражнений (комплекс).
Артикуляционная
гимнастика.
Упражнения
на
развитие
дыхания.
Интонационнофонетические упражнения. Голосовые сигналы доречевой
коммуникации. Вокальноинтонационные упражнения. Упражнения на развитие и
расширение диапазона голоса. Упражнения на развитие дыхания, вибрато,
грудного и головного регистра и т.д.
Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
Ансамбль.
Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада
изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой
интонации при пении. Владение навыками пения без сопровождения. Работа над
формированием исполнительских навыков. Интонационная слаженность,
единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность,
динамическая одноплановость. Расположение хора. Динамический ансамбль.
Ритмический ансамбль. Дирижёрский жест. Ансамбль между хором и 8
сопровождением, между хором и солистами. Строение мелодической линии,
метроритмическое и ладотональное развитие, склад письма, тесситура, нюансы и
темп.
Строй.
Строй хора. Мелодический и гармонический строй. Тренировка мелодического и
гармонического слуха. Интонирование интервалов. Гармонические упражнения.
Владение навыками пения без сопровождения. Канон. Двухголосие. Раздел 4.
Формирование исполнительских навыков.
Стили хоровых произведений.
Произведения современных авторов. Русская и зарубежная классика. Русские
народные песни. Произведения разных жанров и стилей.
Разучивание хоровых произведений.
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по
партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры,
гармонической канвы произведения. Членение на мотивы, периоды, предложения,
фразы. Определение формы. Фразировка. Различные виды динамики. Пение в
строго размеренном темпе. Сопоставление двух темпов, замедление в конце
произведения. Воспитание навыка понимания дирижерского жеста.
Старший хор (5-9 классы)
Раздел 1. Вокально-хоровые навыки.
Певческая установка.
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения,
сидя и стоя. Техника безопасности. Строение голосового аппарата.
Дыхание.
Дыхание при усилении и затихании звучности. Паузы между звуками без смены
дыхания. Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных
мелодических построений. Дыхание на выдержанном звуке. Приемы «цепного»
8
дыхания. Непрерывность полноты звучания хора при «сцепленном» дыхании.
Закрепление навыков дыхания, усвоенных в младшем хоре.
Атака звука.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки).
Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их
формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp,
p, f. Развитие дикционных навыков. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная.
Артикуляционный аппарат. Тембр голоса. Формирование гласных. Кантилена.
Крайние регистры. Бережное отношение к голосам в период мутации.
Дикция.
Распределение звука в сценическом пространстве. Распределение звука по
горизонтали. Распределение звука по вертикали. Тренинг логико-грамматической
интонационной модели слог – словосочетание – слово – словосочетание –
законченное предложение. Работа в трех регистрах.
Раздел 2. Распевание хора.
Фонопедическая система упражнений (комплекс).
Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания Упражнения со
скачками. Осознанное интонирование интервалов. Скороговорки со сложными
мелодическими и ритмическими рисунками, с применением игровых ситуаций.
Выработка плавного и отрывистого характера звуковедения. Пение с закрытым
ртом. Интонирование полутонов и хроматических ходов. Выработка энергичного
форте и мягкого пиано на основе хорошего владения певческим дыханием.
Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем
Ансамбль.
Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада
изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой
интонации при пении. Владение навыками пения без сопровождения. Работа над
формированием исполнительских 9 навыков. Интонационная слаженность,
единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность,
динамическая одноплановость. Расположение хора. Динамический ансамбль.
Ритмический ансамбль. Дирижёрский жест. Ансамбль между хором и
сопровождением, между хором и солистами. Строение мелодической линии,
метроритмическое и ладотональное развитие, склад письма, тесситура, нюансы и
темп.
Строй. Гармонические последовательности, укрепляющие строй. Каденции
одноголосные и многоголосные. Горизонтальный строй. Пение двух-, трех- и
четырехголосия с сопровождением (не поддерживающим голоса) и a cappella.
Вертикальный строй. Хроматизмы и модуляции. Полифония. Ансамбль при
условии выделения ведущей партии хора, то же при пении с солистом
(аккомпанемент). Раздел 4. Формирование исполнительских навыков.
Стили хоровых произведений.
Знакомство с местным фольклором. Анализ музыкальной структуры и разбор
художественного образа. Произведения современных авторов. Русская и
9
зарубежная классика. Русские народные песни. Произведения разных жанров и
стилей.
Разучивание хоровых произведений.
Идейно-художественное содержание произведения. Грамотное чтение нотного
текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры,
гармонической канвы произведения. Членение на мотивы, периоды, предложения,
фразы. Определение формы. Строение мелодии, ритмические особенности,
интервальное соотношение голосов, аккорды. Связь литературных и музыкальных
образов произведения. Различные виды динамики. Многообразие агогических
возможностей исполнения произведений. Сопоставление двух темпов, замедление
в конце произведения. Замедление и ускорение в середине произведения.
Различные виды фермат. Воспитание навыка понимания дирижерского жеста.
3. Тематическое планирование программы учебного курса
«Хоровое пение»
1 класс
№
п/п
Наименования
разделов и тем
Количество
часов
Примечания.
Корректировка
Программы.
1.
Вводное занятие.
Инструктаж
по
технике
безопасности
на
занятиях
внеурочной
деятельности.
1
Отработка навыков пения, сидя и
стоя. Пение знакомых песен.
Знакомство
с
техникой
безопасности.
Знакомство
с
голосовым
аппаратом
и
его
строением.
Знакомство
с
2.
Дыхание.
Упражнения
на
выработку
цепного дыхания.
1
3.
Атака звука.
1
Дата
проведения
основными разделами и темами
программы, режимом работы
коллектива,
правилами
поведения
в
кабинете,
правилами
личной
гигиены
вокалиста.
Музыкальная игра «Угадай
мелодию»
Освоение навыков «цепного
дыхания». Осознание связи
дыхания с другими элементами
фонации – атакой, силой,
тембром звука.
Овладение навыками пения с
мягкой, твердой,
придыхательной атак.
Соотношение характера звука с
атакой пения.
10
4.
Артикуляция.
Упражнения,
направленные на
развитие
артикуляционного
аппарата и
произношения.
1
Активизация артикуляционного
аппарата. Формирование
красивого, ровного звучания
голосов.
5.
Артикуляция.
Песенный
репертуар.
1
Навык использования единого
положения гортани во время
исполнения песенного
репертуара.
6.
Дикция. Гласные
и согласные, их
роль в пении.
1
Определения понятии «дикция»,
установление значения дикции в
пении. Исполнение упражнений
на различные сочетания гласных
и согласных.
7.
Развитие
дикционных
навыков.
Скороговорки.
1
Использование литературных
скороговорок для развития
дикции.
8.
Дикционные
упражнения.
Нарисуй звук.
1
Передача настроения музыки в
пении,
пластическом
интонировании,
рисовании.
Умение исполнять упражнения
на дикцию.
9.
Дикционные
упражнения.
Отнесение внутри
слова согласных к
последующему
слогу.
1
Передача настроения музыки в
пении,
пластическом
интонировании,
рисовании.
Умение исполнять упражнения
на дикцию.
Раздел 2. Распевание хора
11
10.
Голосовой
аппарат и
голосовая
активность.
Артикуляционная
гимнастика.
Упражнения на
развитие
дыхания.
1
Использование фонопедической
системы В. Емельянова для
развития голосового аппарата.
11.
Вокально
интонационные
упражнения.
Голосовые
сигналы
доречевой
коммуникации.
1
Освоение
вокально-хоровых
упражнений
для
развития
певческих навыков.
12.
Диапазон.
Упражнения
на
развитие
и
расширение
диапазона голоса.
1
Расширение диапазона.
Элементарный анализ
особенностей мелодии; подбор
по слуху песен с поступенным
движением.
13.
Певческая
акустика.
Упражнения
на
развитие
дыхания, грудного
и
головного
регистра и т.д.
1
Распределение
звука
в
пространстве.
Использование
головного резонатора во время
пения.
14.
Академическая
манера пения.
Артикуляционная
гимнастика.
Упражнения на
развитие
дыхания, грудного
и головного
регистра, вибрато
и т.д.
Гласные и
согласные звуки в
пении.
Подготовка к
выступлению.
1
Формулирование понятия
«академическая манера
исполнения». Освоение навыка
смешанно-прикрытой манеры
пения.
1
Формирование навыка
звукообразования. Участие в
подготовке к концертному
выступлению.
15.
Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
12
16.
Ансамбль.
Упражнения для
развития
вокально –
ансамблевых
навыков.
1
Освоение ансамблевых навыков,
Воспитание внимания и
выдержки.
17.
Интонационный
ансамбль
(унисон).
1
Формирование интонационной
слаженности. Умение слышать и
слушать себя. Самоконтроль.
18.
Упражнения для
подготовки
дыхательной
системы.
1
Навык использования
дыхательных упражнений для
подготовки дыхательной
системы к пению.
19.
Дикционный
ансамбль.
1
Формирование единообразие
манеры звукообразования.
Умение слышать и слушать себя.
20.
Ритмический
ансамбль.
Упражнения на
развитие
фантазии и темпоритма.
1
Ритмизация стихов; чтение
простейших ритмических
партитур; исполнение
упражнений на развитие темпоритма. Составление ритмических
рисунков в объеме фраз и
предложений.
21.
Ритмический
ансамбль.
Упражнения на
развитие
фантазии и темпоритма.
1
Исполнение ритмического эхо и
ритмического канона.
разучивание и исполнение
произведений с разнообразным
ритмическим рисунком.
22.
Строй хора.
1
Фиксирование понятий
«мелодический строй»,
«гармонический строй».Участие
в элементарной импровизации и
исполнительской деятельности.
23.
Мелодический
строй.
Разучивание и
исполнение песен
acapella
Гармонический
строй.
Разучивание и
исполнение песен
1
Формирование навыка
исполнения мелодии с опорой на
нотную запись. Тренировка
мелодического слуха.
1
Формирование
навыка
исполнения мелодии с опорой на
нотную запись. Тренировка
гармонического
слуха.
24.
13
с сопровождением.
25.
Гармонический
строй.
Разучивание и
исполнение песен
a capella.
Исполнение произведений
сопровождением.
1
с
Формирование
навыка
исполнения мелодии с опорой на
нотную запись. Тренировка
гармонического
слуха.
Исполнение произведений a
capella.
Раздел 4. Формирование исполнительских навыков
26.
Мотивы, периоды,
предложения,
фразы хорового
произведения.
1
27.
Тональный план,
ладовая
структура.
Элементы
двухголосия.
1
28.
Форма.
Фразировка.
1
29.
Различные виды
динамики. Канон.
Канон.
Многообразие
агогических
возможностей
исполнения
произведений.
1
31.
Двухголосие.
Различные виды
фермат.
1
Исполнение
хоровых
произведений.
Исполнение
двухголосных песен в куплетной
форме.
32.
Двухголосие.
Трактовка
1
Прослушивание двухголосных
хоровых произведений в простой
30.
1
Пение простых попевок и песен
в размере 2/4 по нотам с
тактированием;
освоение
элементов
музыкальной
грамоты: расположение нот
(первой-второй
октавы)
на
нотном
стане,
обозначения
восьмых,
четвертных
и
половинных
длительностей,
понимание
четвертных
и
восьмых пауз.
Обозначение
простых
интервалов; знакомство с видами
интервалов
и
определение
особенности их звучания; пение
мелодических интервалов с
использованием ручных знаков.
Фиксирование
понятий
«музыкальная
форма»,
«фразировка».
Знакомство с динамическими
оттенками
Совершенствование
гармонического
слуха.
Прослушивание и узнавание в
вокальном и инструментальном
материале каноны
14
произведения.
33.
Урок-концерт
1
34.
Отчетный
концерт
1
двухчастной
и
простой
трехчастной
формах.
Исполнение песен в простых
музыкальных формах.
Исполнение песен кантиленного,
маршевого и танцевального
характера.
Слушание
и
исполнение
произведений
композиторов-классиков,
представление о классических
музыкальных формах.
Выступление на отчетном
концерте кружковой
деятельности.
Тематическое планирование программы учебного курса
«Хоровое пение»
2-3 классы
№
п/п
Наименования
разделов и тем
1.
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности на
занятиях
внеурочной
деятельности.
2.
Дыхание.
Упражнения на
выработку
цепного
дыхания.
Атака звука.
3.
Количество
часов
Примечания.
Корректировка
Программы.
Раздел 1. Вокально-хоровые навыки
1
Отработка навыков пения, сидя и стоя.
Пение знакомых песен. Знакомство с
техникой безопасности. Знакомство с
голосовым аппаратом т его строением.
1
Освоение навыков «цепного
дыхания». Осознание связи дыхания с
другими элементами фонации –
атакой, силой, тембром звука.
1
Овладение навыками пения с мягкой,
твердой, придыхательной атак.
Соотношение характера звука с атакой
пения.
Дата
проведения
15
4.
Артикуляция.
Упражнения,
направленные
на развитие
артикуляционно
го аппарата и
произношения.
1
Активизация артикуляционного
аппарата. Формирование красивого,
ровного звучания голосов.
5.
Артикуляция.
Песенный
репертуар.
1
Навык использования единого
положения гортани во время
исполнения песенного репертуара.
6
Дикция и
артикуляция
1
7.
Развитие
дикционных
навыков.
Скороговорки.
1
Определения понятия «дикция»,
установление значения дикции в
пении. Исполнение упражнений на
различные сочетания гласных и
согласных.
Использование литературных
скороговорок для развития дикции.
8.
Дикционные
упражнения.
Нарисуй звук.
1
Передача настроения музыки в пении,
пластическом интонировании,
рисовании. Умение исполнять
упражнения на дикцию.
9.
Дикционные
упражнения.
Отнесение
внутри слова
согласных к
последующему
слогу.
1
Передача настроения музыки в пении,
пластическом интонировании,
рисовании. Умение исполнять
упражнения на дикцию.
Раздел 2. Распевание хора
10.
Голосовой
аппарат и
голосовая
активность.
Артикуляционна
я гимнастика.
Упражнения на
развитие
дыхания.
1
Использование фонопедической
системы В. Емельянова для развития
голосового аппарата.
16
11.
Упражнения на
развитие
дыхания.
Интонационнофонетические
упражнения.
1
Осознание отличия певческого тона
от речевого. Владение приемами
саморегуляции.
12.
Вокально интонационные
упражнения.
Голосовые
сигналы
доречевой
коммуникации.
1
Освоение вокально-хоровых
упражнений для развития певческих
навыков.
13.
Диапазон.
Упражнения на
развитие и
расширение
диапазона
голоса.
1
Расширение диапазона. Элементарный
анализ особенностей мелодии; подбор
по слуху песен с поступенным
движением.
14.
Певческая
акустика.
Упражнения на
развитие
дыхания,
грудного и
головного
регистра и т.д.
1
Распределение звука в пространстве.
Использование головного резонатора
во время пения.
15.
Академическая
манера пения.
Артикуляционна
я гимнастика.
Упражнения на
развитие
дыхания,
грудного и
головного
регистра,
вибрато и т.д.
1
Формулирование понятия
«академическая манера исполнения».
Освоение навыка смешанноприкрытой манеры пения.
16.
Гласные и
согласные звуки
в пении.
Подготовка к
выступлению.
1
Формирование навыка
звукообразования. Участие в
подготовке к концертному
выступлению.
17
Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
17.
Ансамбль.
Упражнения для
развития
вокально –
ансамблевых
навыков.
1
Освоение ансамблевых навыков,
Воспитание внимания и выдержки.
18.
Интонационный
ансамбль
(унисон).
Упражнения для
подготовки
дыхательной
системы.
Дикционный
ансамбль.
1
Формирование интонационной
слаженности. Умение слышать и
слушать себя. Самоконтроль.
Навык использования дыхательных
упражнений для подготовки
дыхательной системы к пению.
1
Формирование единообразие манеры
звукообразования. Умение слышать и
слушать себя.
21.
Ритмический
ансамбль.
Упражнения на
развитие темпоритма.
1
Чтение простейших ритмических
партитур; исполнение упражнений на
развитие темпо-ритма. Составление
ритмических рисунков в объеме фраз
и предложений.
22.
Ритмический
ансамбль.
Многообразие
ритмических
рисунков.
1
Исполнение ритмического эхо и
ритмического канона, составление
ритмических «пазлов». Разучивание и
исполнение произведений с
разнообразным ритмическим
рисунком.
23.
Строй хора.
1
Фиксирование понятий
«мелодический строй»,
«гармонический строй».
24.
Мелодический
строй.
Разучивание и
исполнение
песен a capella.
1
Формирование навыка исполнения
мелодии с опорой на нотную запись.
Тренировка мелодического слуха.
25.
Гармонический
строй.
Сопровождение.
1
Формирование навыка исполнения
мелодии с опорой на нотную запись.
Тренировка гармонического слуха.
Исполнение произведений с
сопровождением.
19.
20.
1
18
26.
Гармонический
строй, a capella.
1
Формирование навыка исполнения
мелодии с опорой на нотную запись.
Тренировка гармонического слуха.
Исполнение произведений a capella.
Раздел 4. Формирование исполнительских навыков.
27.
Мотивы,
периоды,
предложения,
фразы хорового
произведения.
1
Понимание четвертных и восьмых
пауз, определение размера (2/4,3/4,
4/4), распознавание динамики (форте,
пиано, крещендо, диминуэндо).
28.
Тональный
план, ладовая
структура.
Элементы
двухголосия.
1
Фиксирование понятий «лад»,
«тональность». Участие в
элементарной импровизации и
исполнительской деятельности.
29.
Форма.
Фразировка.
1
30.
Различные виды
динамики.
Канон.
1
31.
Канон.
Многообразие
агогических
возможностей
исполнения
произведений.
Двухголосие.
Различные виды
фермат.
1
Обозначение простых интервалов;
знакомство с видами интервалов и
определение особенности их звучания;
пение мелодических интервалов с
использованием ручных знаков.
Совершенствование гармонического
слуха. Прослушивание и узнавание в
вокальном и инструментальном
материале каноны.
Совершенствование гармонического
слуха. Прослушивание и узнавание в
вокальном и инструментальном
материале канонов.
33.
Двухголосие.
Трактовка
произведения.
1
34.
Урок-концерт.
1
32.
1
Исполнение хоровых произведений.
Сочинение мелодий по пройденным
мелодическим моделям. Исполнение
двухголосных песен в куплетной
форме.
Прослушивание двухголосных
хоровых произведений в простой
двухчастной и простой трехчастной
формах. Исполнение песен в простых
музыкальных формах.
Исполнение разнохарактерных
хоровых произведений. Слушание и
исполнение произведений
композиторов-классиков,
представление о классических
музыкальных формах.
19
Тематическое планирование программы учебного курса
«Хоровое пение»
5-9 классы
№
п/п
Наименования
разделов и тем
1.
Вводное
занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности на
занятиях
внеурочной
деятельности.
1
Отработка навыков пения,
сидя и стоя. Пение знакомых
песен. Знакомство с техникой
безопасности.
2.
Расширение
певческого
диапазона.
1
3.
Атака звука.
1
Осознание связи дыхания с
другими элементами фонации
– атакой, силой, тембром
звука.
Овладение навыками пения с
мягкой, твердой,
придыхательной атак.
Соотношение характера звука
с атакой пения.
4.
Тембр голоса.
1
5.
Артикуляция.
Песенный
репертуар.
1
6.
Дикция.
Гласные и
согласные, их
роль в пении.
Динамический
диапазон.
1
Исполнение упражнений на
различные сочетания гласных
и согласных.
1
Динамические
оттенки.
1
Расширение динамического
диапазона, овладение приема
исполнения marcato.
Передача настроения музыки
в пении. Динамические
оттенки: sf и sp.
Одновременное начало и
окончание песни. Работа над
репертуаром.
7.
8.
Количество
часов
Примечания.
Корректировка
Программы.
Раздел 2. Вокально-хоровые навыки.
Дата
проведения
Выявление тембровой
окраски отдельных партий.
Формирование красивого,
ровного звучания голосов.
Навык использования единого
положения гортани во время
исполнения песенного
репертуара.
20
9.
Агогика.
1
Освоение многообразия
агогических возможностей
исполнения произведений:
сопоставление быстрых и
медленных темпов, различные
виды фермат, ускорения и
замедления.
Раздел 2. Распевание хора
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Голосовой
аппарат и
голосовая
активность.
Артикуляционн
ая гимнастика.
Упражнения на
развитие
дыхания.
Упражнения на
развитие
дыхания.
Интонационнофонетические
упражнения.
Вокально интонационные
упражнения.
Диапазон.
Упражнения на
развитие и
расширение
диапазона
голоса.
Певческая
акустика.
Упражнения на
развитие
дыхания,
грудного и
головного
регистра и т.д.
Артикуляционн
ая гимнастика.
Упражнения на
развитие
грудного и
головного
регистра,
вибрато и т.д.
1
Использование
фонопедической системы В.
Емельянова для развития
голосового аппарата.
1
Осознание отличия
певческого тона от речевого.
Владение приемами
саморегуляции.
1
Освоение вокально-хоровых
упражнений для развития
певческих навыков.
Расширение диапазона.
Анализ особенностей
мелодии; подбор по слуху
песен с поступенным
движением.
1
1
Распределение звука в
пространстве. Использование
головного резонатора во
время пения.
1
Освоение навыка смешанноприкрытой манеры пения.
21
16.
Гласные и
согласные звуки
в пении.
Подготовка к
выступлению.
Формирование навыка
звукообразования. Участие в
подготовке к концертному
выступлению.
Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
17.
Ансамбль.
Чтение с листа.
1
18.
Интонационны
й ансамбль
(унисон).
1
19.
Ансамбль.
Аккомпанемент
.
1
20.
Дикционный
ансамбль.
1
21.
Ритмический
ансамбль.
1
22.
Ритмический
ансамбль.
1
23.
Строй хора.
Мелодический
строй.
1
24.
Мелодический
строй, a capella.
1
25.
Гармонический
строй. Песни с
1
Умение грамотно
ориентироваться в тональном
плане произведения.
Освоение ансамблевых
навыков. Воспитание
внимания.
Формирование
интонационной слаженности.
Умение слышать и слушать
себя. Самоконтроль.
Навык использования
фактурных особенностей
аккомпанемента (в
произведениях с
сопровождением), умение
встраиваться в нужную
тональность после вступления
и проигрышей.
Освоение навыка пения с
сопровождением и а
cappella.Формирование
единообразие манеры
звукообразования. Умение
слышать и слушать себя.
Чтение ритмических
партитур. Составление
ритмических рисунков в
объеме фраз и предложений.
Совершенствование владения
вокально-исполнительскими
навыками. Сопоставление
быстрых и медленных темпов.
Закрепление понятия
«мелодический строй».
Участие в элементарной
импровизации и
исполнительской
деятельности.
Формирование навыка
исполнения мелодии с опорой
на нотную запись. Тренировка
мелодического слуха.
Закрепление понятия
«гармонический строй».
22
сопровождение
м.
26.
Тренировка гармонического
слуха. Исполнение
произведений с
сопровождением.
Гамофонно1
Закрепление навыка
гармонический
исполнения мелодии с опорой
строй.
на нотную запись. Тренировка
гармонического слуха.
Исполнение произведений a
capella.
Раздел 4. Формирование исполнительских навыков.
27.
Строение
музыкального
произведения.
1
28.
Тональный
план, ладовая
структура
произведения.
1
29.
Форма
произведения.
Фразировка.
1
30.
Различные
виды динамики.
Канон.
1
31.
Трехголосие с
сопровождение
м с элементами
имитационного
и
подголосочного
склада письма.
Трехголосие a
capella с
элементами
полифонии.
Исполнительска
я трактовка.
1
Отчетный
концерт.
1
32.
33.
34.
1
1
Анализ словесного текста и
его содержания. Членение на
мотивы, периоды,
предложения, фразы.
Разбор тонального плана,
ладовой структуры,
гармонической канвы
произведения.
Определение формы и
фразировки, вытекающей из
музыкального и текстового
содержания.
Совершенствование
гармонического слуха.
Прослушивание и узнавание в
вокальном и
инструментальном материале
каноны.
Совершенствование
гармонического слуха.
Совершенствование
гармонического слуха. Работа
над исполнительской
трактовкой.
Прослушивание хоровых
произведений. Исполнение
трехголосных произведений.
Исполнение песен
кантиленного, маршевого и
танцевального характера.
Слушание и исполнение
произведений композиторовклассиков, представление о
классических музыкальных
формах.
23
24