Согласовано: _______________ Голендухина О.Л. Председатель Совета МАОУ СОШ № 10 «____» ____________ 2017 года Утверждаю: _____________ Е.А. Кульнева Директор МАОУ СОШ № 10 «____» _________________ 2017 года Положение о службе примирения (медиации) 1. Общие положения 1.1. Служба примирения (медиации) является структурным подразделением, которое объединяет учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении. 1.2. Служба примирения (медиации) является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы Службы примирения (медиации) и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению. 1.3. Служба примирения (медиации) является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу медиации, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации школы может применить другие способы решения конфликта или меры воздействия. 1.4. Допускается создание Службы примирения (медиации) только из педагогов и специалистов образовательного учреждения. В работе службы могут участвовать специалисты социального и психологического центра (службы), а также родители и учащиеся, прошедшие необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. 1.5. Служба примирения (медиации) осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года, письмом МОиН РФ «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», Стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Свердловской области, данного Положения. 2. Цель и задачи службы примирения (медиации) 2.1. Цель Службы примирения (медиации): формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом. 2.2.Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач: 2.2.1. распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы); 2.2.2. помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации; 2.2.3. организация в гимназии некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации. 2.2.4. проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций; 2.2.5. обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности; 2.2.6. использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих ценностей. 2.2.7. организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации; 3. Принципы деятельности службы примирения (медиации) Деятельность службы примирения (медиации) основана на следующих принципах: 3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации. 3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы медиации не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи), подписанного ими. Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении. 3.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения (медиации) не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору. 4. Порядок формирования службы примирения (медиации) 4.1. В состав службы примирения (медиации) могут входить учащиеся 7-11-х классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве вторых медиаторов. 4.2. Руководителем (куратором) службы примирения (медиации) может быть заместитель директора, педагог - психолог или иной работник, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации приказом директора школы. 4.3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов). 4.4. Вопросы членства в службе примирения (медиации), требований к учащимся, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым службой примирения (медиации) самостоятельно. 5. Порядок работы службы примирения (медиации) 5.1. Служба примирения (медиации) может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации гимназии, членов службы медиации, родителей. 5.2. Служба примирения (медиации) принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируется директор школы. 5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «круг сообщества», «школьная восстановительная конференция», «семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече. 5.4. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в КДНиЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу. 5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители. 5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения. 5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае школа может использовать иные педагогические технологии. 5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе. 5.7. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя. 5.8. Служба примирения (медиации) самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае. 5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении. 5.10. При необходимости Служба примирения (медиации) передает копию примирительного договора администрации школы. 5.11. Служба примирения (медиации) помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба школьной медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления. 5.12. При необходимости Служба примирения (медиации) информирует участников примирительной программы о возможности других специалистов (педагогов-психологов, специалистов учреждений социальной сферы и социально-психологических центров области). 5.13. Деятельность Службы примирения (медиации) фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы. 5.14. Руководитель (куратор) Службы примирения (медиации) обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьникамимедиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга передаются в Ассоциацию восстановительной медиации для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий участников программ). 5.15. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным). 5.16. Служба примирения (медиации) рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы. 5.17. По согласованию с администрацией школы и руководителем службы школьной медиации медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». 5.18. При необходимости Служба примирения (медиации) получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ. 6. Организация деятельности службы примирения (медиации) 6.1. Службе примирения (медиации) администрация школы предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие). 6.2. Поддержка и сопровождение Службы примирения (медиации)может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе. 6.3. Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе школьной медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся (воспитанников). 6.4. Администрация образовательного учреждения содействует службе медиации в организации взаимодействия с педагогами, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся в Службу примирения (медиации), а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. 6.5. В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации, «круге сообщества» или «семейной» или «школьной восстановительной конференции»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы Службы примирения (медиации) и достигнутых договоренностях сторон. 6.6. Администрация поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов Службы примирения (медиации) в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов и в повышении их квалификации. 6.7. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой школьной медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих. 6.8. В случае, если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему. 6.9. Служба примирения (медиации) может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения. 7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором по предложению школьной службы медиации, председателя совета или органов самоуправления. 7.3. Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстанови тельной медиации».