Аннотация к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе естественно-научной направленности
«Юный зоолог»
Срок реализации программы: 2 года (306 часов)
Возрастная категория: 11 - 17 лет
Направленность: естественно-научная
Цели программы дополнительного образования «Юный зоолог»
1. Формирование общего эколого-биологического кругозора воспитанников
посредством знакомства с разнообразием животного мира.
2. Знакомство с разнообразием профессий, специальностей, связанных с
животными, с зоологией (профессиональная ориентация) с использованием
современных компьютерных информационных технологий.
Задачи программы дополнительного образования «Юный зоолог»
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
Знакомство обучающихся с разнообразием представителей животного
мира, различными группами животных, с местами их обитания,
особенностями экологии и поведения с использованием доступных
визуальных
средств
(видеофильмов,
компьютерных
презентаций,
тематических сайтов Интернета, научно-популярной и учебной литературы).
Дать воспитанникам учебной группы представление о разнообразии
фундаментальных и прикладных зоологических специальностей, о
профессиях так или иначе связанных с изучением и использованием
представителей животного мира, о методах зоологических исследований, о
зоотехнических
направлениях
(с
использованием
видеофильмов,
компьютерных презентаций, тематических сайтов Интернета, научнопопулярной и учебной литературы).
Обучать воспитанников визуальному определению зоологических
экспонатов фрагментарного типа, а также построек и других следов
жизнедеятельности животных.
Изучить с обучающимися зоотехнические основы содержания и
разведения разных животных в условиях большого зоопарка и в домашних
условиях, сформировать представления о научных основах кормления
животных в условиях неволи, стимулирования и контроля репродуктивного
поведения зверей, птиц и рептилий.
Помочь заинтересованным обучающимся найти себе научных
руководителей и консультантов из числа сотрудников экологобиологической направленности.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
Формирование
и
расширение
общего
культурного
и
естественнонаучного кругозора обучающихся при изучении зоологических и
экологических тем. Способствовать формированию культуры чтения книг и
научно-популярных журналов.
Профессиональная ориентация обучающихся, ознакомление их с
различными зоологическими специальностями, с профессиями, так или иначе
связанными с животными.
Развитие устной и письменной речи обучающихся посредством
знакомства с этимологией и современным лексиконом научного русского
языка, в частности, биологического; помощь детям и подросткам в освоении
навыков ораторского мастерства в ходе выполнения обязанностей
общественных экскурсоводов; поощрение литературного творчества
воспитанников, связанного с направленностью учебной группы.
Формирование
навыков
публичной
эколого-просветительской
деятельности.
Обязательное выполнение обучающимися индивидуальных творческих
научно-просветительских и учебно-исследовательских проектов по зоологии
с созданием компьютерных презентаций, публикациями в электронных СМИ
(специализированные сайты Интернета), с выступлениями на конкурсах,
конференциях, эколого-просветительских акциях.
Проведение практикумов по ораторскому мастерству, изучение основ
риторики, работа с диктофонами для самостоятельной коррекции устной
выразительной речи.
Создание атмосферы интеллектуального и творческого соревнования
среди обучающихся, поощрение стремлений к высоким показателям в этом
направлении.
Регулярное
проведение
биологических
викторин,
конкурсов
зоологических рисунков, поэтических турниров, мини-олимпиад для
создания обстановки интеллектуального, творческого соревнования.
Поддержка и стимулирование стремления обучающихся к освоению
современных компьютерных информационных технологий применительно к
изучению зоологии и общественной просветительской работе.
Помочь особо мотивированным учащимся, увлечённым зоологией,
выбрать другие учебные группы МКУ ДО «СЮН», для дальнейшего
дополнительного образования.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Формирование у воспитанников представлений о научных знаниях как
общечеловеческих ценностях, а также о международном характере
современной науки, в частности, зоологии и экологии.
Краткое знакомство воспитанников с историей и достижениями
отечественной биологической науки и сельского хозяйства, в частности,
зоологии и животноводства, стимулирование чувства гордости в связи с
этими достижениями.
Способствовать формированию у обучающихся позитивной,
созидательной жизненной позиции, по мере возможностей вовлекать
воспитанников в общественно-полезную деятельность, предлагая им
оказывать посильную помощь педагогам, участвовать в трудовых
экологических акциях, в научно-просветительской общественной работе.
Обеспечить оптимальные условия для разнообразного, информационно
насыщенного и эмоционально-позитивного товарищеского общения на
основе общих интересов в ходе учебных занятий и других мероприятий
группы дополнительного образования.
Подготовить обучающихся к восприятию идей устойчивого развития
человечества, в частности, концепции устойчивого развития городов при
изучении учебного материала по зоологической и экологической тематике.
Пропагандировать здоровый образ жизни, призывать учащихся к
отказу от вредных привычек и пагубных пристрастий.
Рассказывать о недопустимости асоциального поведения (например,
браконьерства), о его последствиях.
Стимулировать проявление подростками заботы об обитателях живого
уголка, способствовать регулярному удовлетворению потребности детей в
общении с животными.
Проводить совместные праздничные мероприятия, празднование
экологических дат, чаепития, вечера поэзии, встречи с интересными людьми
для разнообразия форм общения и культурного досуга воспитанников,
поощрять проявление товарищеских качеств, взаимовыручки и сочувствия
среди обучающихся.
Адресат программы.
Данная программа ориентирована на школьников 5 – 11 классов, учитывает
возрастные и психологические особенности их восприятия и познания
природы.
Психологические исследования показывают, что на этом этапе детства
особое значение имеет развитие форм познания окружающего мира и
восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть
мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение
- необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное
восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально
воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление,
совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста
важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость,
ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно
богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.
Объем дополнительной общеразвивающей программы
Программа рассчитана на 1 год обучения:
I год обучения - 306 часов
Формы организации образовательного процесса.
Формы проведения занятий в аудитории: лекции, видео-просмотры, работа с
микротехникой, заслушивание докладов обучающихся, работа с
коллекциями, проведение пробных экскурсий, просмотр компьютерных
презентаций, практические занятия по прикладной зоологии, наблюдения за
животными, непосредственное общение с животными, дополнительное
кормление животных, зарисовка животных с натуры, проведение пробных
учебных экскурсий самими учащимися для сверстников и различных
посетителей. При наличии благоприятных световых и погодных условий
проводятся оздоровительно-познавательные прогулки по окрестностям
Агрофирмы «Северная», а также экологические акции. В течение учебного
года проводятся выездные тематические экскурсии в образовательных
учреждениях г.о Верхний Тагил.
Форма проведения занятия - очная, групповая.
Группы обучающихся могут быть как одно-, так и разновозрастными.
Занятия проводятся как в учебном кабинете, так и на местности 4 раза в
неделю – 2 часа в день (8 часов в неделю). Продолжительность учебного часа
40 минут и 15 минут времени на отдых, физ.минутки, релаксацию.
Результативность
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный зоолог»
выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце
каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся,
анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года
осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ
детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы
выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические
праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Ожидаемые результаты обучения
1. Обучающиеся получат представление о разнообразии представителей
животного мира, о различных систематических и экологических группах
животных, научатся определять животных по внешнему виду, делать
сообщения, доклады и презентации (слайд-шоу) по зоологии. Способы
определения качества результата: участие воспитанников в биологических
олимпиадах, защита рефератов и научно-познавательных проектов, участие в
конкурсах, зачётное собеседование.
2. Воспитанники узнают о разнообразии фундаментальных и прикладных
зоологических дисциплин, о профессиях так или иначе связанных с
изучением, охраной и использованием представителей животного мира, о
методах зоологических исследований, о зоотехнических и ветеринарных
направлениях.
3. Способы определения качества результата: участие воспитанников в
биологических олимпиадах, защита рефератов и научно-познавательных
проектов, участие в конкурсах, зачётное собеседование, показательная
зачётная экскурсия.
4. Воспитанники получат представление о зоотехнических и ветеринарных
основах содержания и разведения разных животных в условиях заповедника,
птицефабрики , в городской квартире. Обучающиеся узнают о научных
подходах к кормлению животных, содержащихся в неволе, о
стимулировании и контроле репродуктивного поведения зверей, птиц,
рептилий. Подростки познакомятся с начальными сведениями о
ветеринарной защите домашних, экзотических, декоративных животных.
Способы определения качества результата: участие воспитанников в
биологических олимпиадах и конкурсах, защита рефератов и научнопознавательных проектов, зачётное собеседование, показательная зачётная
экскурсия по живому уголку, создание живого уголка в школе и/или дома,
помощь сотрудникам сектора зоологии по кормлению и уходу за
обитателями живого уголка.
Ожидаемые результаты развития
1. Во время обучения по данной программе будет формироваться и
расширяться общий культурный и естественнонаучный кругозор
обучающихся, которые приобщатся к чтению книг, научно-популярных
периодических изданий, станут посещать тематические биологические (в
частности – зоологические) сайты Интернета.
2. Повысится активность воспитанников в вопросах профессиональной
ориентации по профилю учебной группы, расширится политехнический
кругозор в сфере специальностей, связанных с зоологией, с изучением,
охраной и использованием животных.
3. Получат дальнейшее развитие устная и письменная речь, ораторское
мастерство обучающихся, расширится этимологический кругозор при
изучении основ научной биологической терминологии и номенклатуры, при
подготовке и проведении экскурсий по зоологическому музею и живому
уголку. Способ определения качества результата: участие воспитанников в
биологических олимпиадах, качество устных выступлений при защите
рефератов и научно-познавательных проектов, зачетное собеседование,
зачетные показательные экскурсии.
4.
Рост интеллектуальных показателей обучающихся, развитие
креативности, творческого воображения, изобретательности при решении
задач, поиске ответов на вопросы повышеннойсложности, олимпиадного
уровня, связанных с зоологией и экологией. Способ определения качества
результата: участие воспитанников в биологических олимпиадах, защита
рефератов и научно-познавательных проектов, зачетное собеседование.
5. Сформируются начальные представления о научной журналистике, о
технологии создания текстов научно-популярного характера, связанных с
животными, с зоологическими и смежными дисциплинами; будут сделаны
литературные пробы (рассказы, стихотворения, эссе, репортажи) по тематике
учебной группы. Способ определения качества результата: участие
воспитанников в литературных конкурсах и литконцертах, публикации в
сборниках и на тематических сайтах Интернета, качество написания текстов
и устных выступлений при защите рефератов и научно-познавательных
проектов, зачетное собеседование.
6.
Повысится
уровень
информационно-технологической
культуры
обучающихся при выполнении с помощью компьютера поисковых заданий в
сети по зоологической тематике, а также заданий по форматированию и
редактированию собранного материала и созданию презентаций. Способ
определения качества результата: демонстрация компьютерных слайд-шоу
при защите научно-познавательных проектов, при проведении фрагментов
занятий и тематических экскурсий.
Ожидаемые результаты воспитания
1. Воспитанники группы приобщатся к кругу людей, испытывающих чувство
гордости за выдающиеся достижения отечественной биологической науки.
Способ определения качества результата: психолого-педагогическое
тестирование, собеседование, социологический опрос; эмоциональная
окраска устных выступлений и литературного творчества подростка.
2. Обучающиеся обратят более пристальное внимание на родную природу, на
животный мир страны, почувствуют необходимость более детального его
изучения наряду с представителями фауны других регионов мира. Способ
определения качества результата: психолого-педагогическое тестирование,
собеседование, социологический опрос; эмоциональная окраска устных
выступлений и литературного творчества подростка; самостоятельно
выбираемая тематика учебно-исследовательских работ и научнопознавательных проектов.
3. Подростки почувствуют радость активного участия в посильном
общественно полезном труде и ощутят личную причастность к его успешным
результатам, настроятся на выбор созидательной жизненной позиции (
экологические трудовые и просветительские акции). Способ определения
качества результата: отзывы посетителей, благодарности от организаторов
трудовых акций, психолого-педагогическое тестирование, собеседование,
социологический опрос; эмоциональная окраска устных выступлений и
литературного творчества подростка; самостоятельно выбираемая тематика
учебно-исследовательских работ и научно-познавательных проектов.
4. Сформируется группа подростков-единомышленников с благоприятным
(или нейтральным) внутренним психологическим микроклиматом, в которой
станет возможной эффективная реализация потребности обучающихся в
разнообразии форм общения, в эмоционально и интеллектуально
притягательной познавательной деятельности. Способ определения качества
результата: наблюдения педагога-психолога, отзывы родителей учащихся,
изучение творческих работ обучающихся, эмоциональная окраска их устных
выступлений.
5. Реализуется потребность подростков в контакте, в общении с животными;
будет формироваться чувство ответственности за жизнь и здоровье своих
питомцев. Способ определения качества результата: отзывы родителей
учащихся, изучение творческих работ обучающихся, эмоциональная окраска
их устных выступлений.