Аннотация Юный зоолог

Аннотация к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе естественно-научной направленности
«Юный зоолог»
Срок реализации программы: 2 года (306 часов)
Возрастная категория: 11 - 17 лет
Направленность: естественно-научная
Цели программы дополнительного образования «Юный зоолог»
1. Формирование общего эколого-биологического кругозора воспитанников
посредством знакомства с разнообразием животного мира.
2. Знакомство с разнообразием профессий, специальностей, связанных с
животными, с зоологией (профессиональная ориентация) с использованием
современных компьютерных информационных технологий.
Задачи программы дополнительного образования «Юный зоолог»
ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Знакомство обучающихся с разнообразием представителей животного
мира, различными группами животных, с местами их обитания,
особенностями экологии и поведения с использованием доступных
визуальных
средств
(видеофильмов,
компьютерных
презентаций,
тематических сайтов Интернета, научно-популярной и учебной литературы).

Дать воспитанникам учебной группы представление о разнообразии
фундаментальных и прикладных зоологических специальностей, о
профессиях так или иначе связанных с изучением и использованием
представителей животного мира, о методах зоологических исследований, о
зоотехнических
направлениях
(с
использованием
видеофильмов,
компьютерных презентаций, тематических сайтов Интернета, научнопопулярной и учебной литературы).

Обучать воспитанников визуальному определению зоологических
экспонатов фрагментарного типа, а также построек и других следов
жизнедеятельности животных.

Изучить с обучающимися зоотехнические основы содержания и
разведения разных животных в условиях большого зоопарка и в домашних
условиях, сформировать представления о научных основах кормления
животных в условиях неволи, стимулирования и контроля репродуктивного
поведения зверей, птиц и рептилий.

Помочь заинтересованным обучающимся найти себе научных
руководителей и консультантов из числа сотрудников экологобиологической направленности.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Формирование
и
расширение
общего
культурного
и
естественнонаучного кругозора обучающихся при изучении зоологических и

экологических тем. Способствовать формированию культуры чтения книг и
научно-популярных журналов.

Профессиональная ориентация обучающихся, ознакомление их с
различными зоологическими специальностями, с профессиями, так или иначе
связанными с животными.

Развитие устной и письменной речи обучающихся посредством
знакомства с этимологией и современным лексиконом научного русского
языка, в частности, биологического; помощь детям и подросткам в освоении
навыков ораторского мастерства в ходе выполнения обязанностей
общественных экскурсоводов; поощрение литературного творчества
воспитанников, связанного с направленностью учебной группы.

Формирование
навыков
публичной
эколого-просветительской
деятельности.

Обязательное выполнение обучающимися индивидуальных творческих
научно-просветительских и учебно-исследовательских проектов по зоологии
с созданием компьютерных презентаций, публикациями в электронных СМИ
(специализированные сайты Интернета), с выступлениями на конкурсах,
конференциях, эколого-просветительских акциях.

Проведение практикумов по ораторскому мастерству, изучение основ
риторики, работа с диктофонами для самостоятельной коррекции устной
выразительной речи.

Создание атмосферы интеллектуального и творческого соревнования
среди обучающихся, поощрение стремлений к высоким показателям в этом
направлении.

Регулярное
проведение
биологических
викторин,
конкурсов
зоологических рисунков, поэтических турниров, мини-олимпиад для
создания обстановки интеллектуального, творческого соревнования.

Поддержка и стимулирование стремления обучающихся к освоению
современных компьютерных информационных технологий применительно к
изучению зоологии и общественной просветительской работе.

Помочь особо мотивированным учащимся, увлечённым зоологией,
выбрать другие учебные группы МКУ ДО «СЮН», для дальнейшего
дополнительного образования.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Формирование у воспитанников представлений о научных знаниях как
общечеловеческих ценностях, а также о международном характере
современной науки, в частности, зоологии и экологии.

Краткое знакомство воспитанников с историей и достижениями
отечественной биологической науки и сельского хозяйства, в частности,
зоологии и животноводства, стимулирование чувства гордости в связи с
этими достижениями.

Способствовать формированию у обучающихся позитивной,
созидательной жизненной позиции, по мере возможностей вовлекать
воспитанников в общественно-полезную деятельность, предлагая им

оказывать посильную помощь педагогам, участвовать в трудовых
экологических акциях, в научно-просветительской общественной работе.

Обеспечить оптимальные условия для разнообразного, информационно
насыщенного и эмоционально-позитивного товарищеского общения на
основе общих интересов в ходе учебных занятий и других мероприятий
группы дополнительного образования.

Подготовить обучающихся к восприятию идей устойчивого развития
человечества, в частности, концепции устойчивого развития городов при
изучении учебного материала по зоологической и экологической тематике.

Пропагандировать здоровый образ жизни, призывать учащихся к
отказу от вредных привычек и пагубных пристрастий.

Рассказывать о недопустимости асоциального поведения (например,
браконьерства), о его последствиях.

Стимулировать проявление подростками заботы об обитателях живого
уголка, способствовать регулярному удовлетворению потребности детей в
общении с животными.

Проводить совместные праздничные мероприятия, празднование
экологических дат, чаепития, вечера поэзии, встречи с интересными людьми
для разнообразия форм общения и культурного досуга воспитанников,
поощрять проявление товарищеских качеств, взаимовыручки и сочувствия
среди обучающихся.
Адресат программы.
Данная программа ориентирована на школьников 5 – 11 классов, учитывает
возрастные и психологические особенности их восприятия и познания
природы.
Психологические исследования показывают, что на этом этапе детства
особое значение имеет развитие форм познания окружающего мира и
восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть
мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение
- необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное
восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально
воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление,
совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста
важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость,
ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно
богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.
Объем дополнительной общеразвивающей программы
Программа рассчитана на 1 год обучения:
I год обучения - 306 часов
Формы организации образовательного процесса.
Формы проведения занятий в аудитории: лекции, видео-просмотры, работа с
микротехникой, заслушивание докладов обучающихся, работа с
коллекциями, проведение пробных экскурсий, просмотр компьютерных

презентаций, практические занятия по прикладной зоологии, наблюдения за
животными, непосредственное общение с животными, дополнительное
кормление животных, зарисовка животных с натуры, проведение пробных
учебных экскурсий самими учащимися для сверстников и различных
посетителей. При наличии благоприятных световых и погодных условий
проводятся оздоровительно-познавательные прогулки по окрестностям
Агрофирмы «Северная», а также экологические акции. В течение учебного
года проводятся выездные тематические экскурсии в образовательных
учреждениях г.о Верхний Тагил.
Форма проведения занятия - очная, групповая.
Группы обучающихся могут быть как одно-, так и разновозрастными.
Занятия проводятся как в учебном кабинете, так и на местности 4 раза в
неделю – 2 часа в день (8 часов в неделю). Продолжительность учебного часа
40 минут и 15 минут времени на отдых, физ.минутки, релаксацию.
Результативность
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный зоолог»
выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце
каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся,
анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года
осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ
детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы
выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические
праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Ожидаемые результаты обучения
1. Обучающиеся получат представление о разнообразии представителей
животного мира, о различных систематических и экологических группах
животных, научатся определять животных по внешнему виду, делать
сообщения, доклады и презентации (слайд-шоу) по зоологии. Способы
определения качества результата: участие воспитанников в биологических
олимпиадах, защита рефератов и научно-познавательных проектов, участие в
конкурсах, зачётное собеседование.
2. Воспитанники узнают о разнообразии фундаментальных и прикладных
зоологических дисциплин, о профессиях так или иначе связанных с
изучением, охраной и использованием представителей животного мира, о
методах зоологических исследований, о зоотехнических и ветеринарных
направлениях.
3. Способы определения качества результата: участие воспитанников в
биологических олимпиадах, защита рефератов и научно-познавательных
проектов, участие в конкурсах, зачётное собеседование, показательная
зачётная экскурсия.
4. Воспитанники получат представление о зоотехнических и ветеринарных
основах содержания и разведения разных животных в условиях заповедника,
птицефабрики , в городской квартире. Обучающиеся узнают о научных

подходах к кормлению животных, содержащихся в неволе, о
стимулировании и контроле репродуктивного поведения зверей, птиц,
рептилий. Подростки познакомятся с начальными сведениями о
ветеринарной защите домашних, экзотических, декоративных животных.
Способы определения качества результата: участие воспитанников в
биологических олимпиадах и конкурсах, защита рефератов и научнопознавательных проектов, зачётное собеседование, показательная зачётная
экскурсия по живому уголку, создание живого уголка в школе и/или дома,
помощь сотрудникам сектора зоологии по кормлению и уходу за
обитателями живого уголка.
Ожидаемые результаты развития
1. Во время обучения по данной программе будет формироваться и
расширяться общий культурный и естественнонаучный кругозор
обучающихся, которые приобщатся к чтению книг, научно-популярных
периодических изданий, станут посещать тематические биологические (в
частности – зоологические) сайты Интернета.
2. Повысится активность воспитанников в вопросах профессиональной
ориентации по профилю учебной группы, расширится политехнический
кругозор в сфере специальностей, связанных с зоологией, с изучением,
охраной и использованием животных.
3. Получат дальнейшее развитие устная и письменная речь, ораторское
мастерство обучающихся, расширится этимологический кругозор при
изучении основ научной биологической терминологии и номенклатуры, при
подготовке и проведении экскурсий по зоологическому музею и живому
уголку. Способ определения качества результата: участие воспитанников в
биологических олимпиадах, качество устных выступлений при защите
рефератов и научно-познавательных проектов, зачетное собеседование,
зачетные показательные экскурсии.
4.
Рост интеллектуальных показателей обучающихся, развитие
креативности, творческого воображения, изобретательности при решении
задач, поиске ответов на вопросы повышеннойсложности, олимпиадного
уровня, связанных с зоологией и экологией. Способ определения качества
результата: участие воспитанников в биологических олимпиадах, защита
рефератов и научно-познавательных проектов, зачетное собеседование.
5. Сформируются начальные представления о научной журналистике, о
технологии создания текстов научно-популярного характера, связанных с
животными, с зоологическими и смежными дисциплинами; будут сделаны
литературные пробы (рассказы, стихотворения, эссе, репортажи) по тематике
учебной группы. Способ определения качества результата: участие
воспитанников в литературных конкурсах и литконцертах, публикации в
сборниках и на тематических сайтах Интернета, качество написания текстов
и устных выступлений при защите рефератов и научно-познавательных
проектов, зачетное собеседование.
6.
Повысится
уровень
информационно-технологической
культуры
обучающихся при выполнении с помощью компьютера поисковых заданий в

сети по зоологической тематике, а также заданий по форматированию и
редактированию собранного материала и созданию презентаций. Способ
определения качества результата: демонстрация компьютерных слайд-шоу
при защите научно-познавательных проектов, при проведении фрагментов
занятий и тематических экскурсий.
Ожидаемые результаты воспитания
1. Воспитанники группы приобщатся к кругу людей, испытывающих чувство
гордости за выдающиеся достижения отечественной биологической науки.
Способ определения качества результата: психолого-педагогическое
тестирование, собеседование, социологический опрос; эмоциональная
окраска устных выступлений и литературного творчества подростка.
2. Обучающиеся обратят более пристальное внимание на родную природу, на
животный мир страны, почувствуют необходимость более детального его
изучения наряду с представителями фауны других регионов мира. Способ
определения качества результата: психолого-педагогическое тестирование,
собеседование, социологический опрос; эмоциональная окраска устных
выступлений и литературного творчества подростка; самостоятельно
выбираемая тематика учебно-исследовательских работ и научнопознавательных проектов.
3. Подростки почувствуют радость активного участия в посильном
общественно полезном труде и ощутят личную причастность к его успешным
результатам, настроятся на выбор созидательной жизненной позиции (
экологические трудовые и просветительские акции). Способ определения
качества результата: отзывы посетителей, благодарности от организаторов
трудовых акций, психолого-педагогическое тестирование, собеседование,
социологический опрос; эмоциональная окраска устных выступлений и
литературного творчества подростка; самостоятельно выбираемая тематика
учебно-исследовательских работ и научно-познавательных проектов.
4. Сформируется группа подростков-единомышленников с благоприятным
(или нейтральным) внутренним психологическим микроклиматом, в которой
станет возможной эффективная реализация потребности обучающихся в
разнообразии форм общения, в эмоционально и интеллектуально
притягательной познавательной деятельности. Способ определения качества
результата: наблюдения педагога-психолога, отзывы родителей учащихся,
изучение творческих работ обучающихся, эмоциональная окраска их устных
выступлений.
5. Реализуется потребность подростков в контакте, в общении с животными;
будет формироваться чувство ответственности за жизнь и здоровье своих
питомцев. Способ определения качества результата: отзывы родителей
учащихся, изучение творческих работ обучающихся, эмоциональная окраска
их устных выступлений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».