Аннотация к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности «Юный зоолог» Срок реализации программы: 2 года (306 часов) Возрастная категория: 11 - 17 лет Направленность: естественно-научная Цели программы дополнительного образования «Юный зоолог» 1. Формирование общего эколого-биологического кругозора воспитанников посредством знакомства с разнообразием животного мира. 2. Знакомство с разнообразием профессий, специальностей, связанных с животными, с зоологией (профессиональная ориентация) с использованием современных компьютерных информационных технологий. Задачи программы дополнительного образования «Юный зоолог» ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ Знакомство обучающихся с разнообразием представителей животного мира, различными группами животных, с местами их обитания, особенностями экологии и поведения с использованием доступных визуальных средств (видеофильмов, компьютерных презентаций, тематических сайтов Интернета, научно-популярной и учебной литературы). Дать воспитанникам учебной группы представление о разнообразии фундаментальных и прикладных зоологических специальностей, о профессиях так или иначе связанных с изучением и использованием представителей животного мира, о методах зоологических исследований, о зоотехнических направлениях (с использованием видеофильмов, компьютерных презентаций, тематических сайтов Интернета, научнопопулярной и учебной литературы). Обучать воспитанников визуальному определению зоологических экспонатов фрагментарного типа, а также построек и других следов жизнедеятельности животных. Изучить с обучающимися зоотехнические основы содержания и разведения разных животных в условиях большого зоопарка и в домашних условиях, сформировать представления о научных основах кормления животных в условиях неволи, стимулирования и контроля репродуктивного поведения зверей, птиц и рептилий. Помочь заинтересованным обучающимся найти себе научных руководителей и консультантов из числа сотрудников экологобиологической направленности. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ Формирование и расширение общего культурного и естественнонаучного кругозора обучающихся при изучении зоологических и экологических тем. Способствовать формированию культуры чтения книг и научно-популярных журналов. Профессиональная ориентация обучающихся, ознакомление их с различными зоологическими специальностями, с профессиями, так или иначе связанными с животными. Развитие устной и письменной речи обучающихся посредством знакомства с этимологией и современным лексиконом научного русского языка, в частности, биологического; помощь детям и подросткам в освоении навыков ораторского мастерства в ходе выполнения обязанностей общественных экскурсоводов; поощрение литературного творчества воспитанников, связанного с направленностью учебной группы. Формирование навыков публичной эколого-просветительской деятельности. Обязательное выполнение обучающимися индивидуальных творческих научно-просветительских и учебно-исследовательских проектов по зоологии с созданием компьютерных презентаций, публикациями в электронных СМИ (специализированные сайты Интернета), с выступлениями на конкурсах, конференциях, эколого-просветительских акциях. Проведение практикумов по ораторскому мастерству, изучение основ риторики, работа с диктофонами для самостоятельной коррекции устной выразительной речи. Создание атмосферы интеллектуального и творческого соревнования среди обучающихся, поощрение стремлений к высоким показателям в этом направлении. Регулярное проведение биологических викторин, конкурсов зоологических рисунков, поэтических турниров, мини-олимпиад для создания обстановки интеллектуального, творческого соревнования. Поддержка и стимулирование стремления обучающихся к освоению современных компьютерных информационных технологий применительно к изучению зоологии и общественной просветительской работе. Помочь особо мотивированным учащимся, увлечённым зоологией, выбрать другие учебные группы МКУ ДО «СЮН», для дальнейшего дополнительного образования. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ Формирование у воспитанников представлений о научных знаниях как общечеловеческих ценностях, а также о международном характере современной науки, в частности, зоологии и экологии. Краткое знакомство воспитанников с историей и достижениями отечественной биологической науки и сельского хозяйства, в частности, зоологии и животноводства, стимулирование чувства гордости в связи с этими достижениями. Способствовать формированию у обучающихся позитивной, созидательной жизненной позиции, по мере возможностей вовлекать воспитанников в общественно-полезную деятельность, предлагая им оказывать посильную помощь педагогам, участвовать в трудовых экологических акциях, в научно-просветительской общественной работе. Обеспечить оптимальные условия для разнообразного, информационно насыщенного и эмоционально-позитивного товарищеского общения на основе общих интересов в ходе учебных занятий и других мероприятий группы дополнительного образования. Подготовить обучающихся к восприятию идей устойчивого развития человечества, в частности, концепции устойчивого развития городов при изучении учебного материала по зоологической и экологической тематике. Пропагандировать здоровый образ жизни, призывать учащихся к отказу от вредных привычек и пагубных пристрастий. Рассказывать о недопустимости асоциального поведения (например, браконьерства), о его последствиях. Стимулировать проявление подростками заботы об обитателях живого уголка, способствовать регулярному удовлетворению потребности детей в общении с животными. Проводить совместные праздничные мероприятия, празднование экологических дат, чаепития, вечера поэзии, встречи с интересными людьми для разнообразия форм общения и культурного досуга воспитанников, поощрять проявление товарищеских качеств, взаимовыручки и сочувствия среди обучающихся. Адресат программы. Данная программа ориентирована на школьников 5 – 11 классов, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы. Психологические исследования показывают, что на этом этапе детства особое значение имеет развитие форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. Объем дополнительной общеразвивающей программы Программа рассчитана на 1 год обучения: I год обучения - 306 часов Формы организации образовательного процесса. Формы проведения занятий в аудитории: лекции, видео-просмотры, работа с микротехникой, заслушивание докладов обучающихся, работа с коллекциями, проведение пробных экскурсий, просмотр компьютерных презентаций, практические занятия по прикладной зоологии, наблюдения за животными, непосредственное общение с животными, дополнительное кормление животных, зарисовка животных с натуры, проведение пробных учебных экскурсий самими учащимися для сверстников и различных посетителей. При наличии благоприятных световых и погодных условий проводятся оздоровительно-познавательные прогулки по окрестностям Агрофирмы «Северная», а также экологические акции. В течение учебного года проводятся выездные тематические экскурсии в образовательных учреждениях г.о Верхний Тагил. Форма проведения занятия - очная, групповая. Группы обучающихся могут быть как одно-, так и разновозрастными. Занятия проводятся как в учебном кабинете, так и на местности 4 раза в неделю – 2 часа в день (8 часов в неделю). Продолжительность учебного часа 40 минут и 15 минут времени на отдых, физ.минутки, релаксацию. Результативность Результативность и целесообразность работы по программе «Юный зоолог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др. Ожидаемые результаты обучения 1. Обучающиеся получат представление о разнообразии представителей животного мира, о различных систематических и экологических группах животных, научатся определять животных по внешнему виду, делать сообщения, доклады и презентации (слайд-шоу) по зоологии. Способы определения качества результата: участие воспитанников в биологических олимпиадах, защита рефератов и научно-познавательных проектов, участие в конкурсах, зачётное собеседование. 2. Воспитанники узнают о разнообразии фундаментальных и прикладных зоологических дисциплин, о профессиях так или иначе связанных с изучением, охраной и использованием представителей животного мира, о методах зоологических исследований, о зоотехнических и ветеринарных направлениях. 3. Способы определения качества результата: участие воспитанников в биологических олимпиадах, защита рефератов и научно-познавательных проектов, участие в конкурсах, зачётное собеседование, показательная зачётная экскурсия. 4. Воспитанники получат представление о зоотехнических и ветеринарных основах содержания и разведения разных животных в условиях заповедника, птицефабрики , в городской квартире. Обучающиеся узнают о научных подходах к кормлению животных, содержащихся в неволе, о стимулировании и контроле репродуктивного поведения зверей, птиц, рептилий. Подростки познакомятся с начальными сведениями о ветеринарной защите домашних, экзотических, декоративных животных. Способы определения качества результата: участие воспитанников в биологических олимпиадах и конкурсах, защита рефератов и научнопознавательных проектов, зачётное собеседование, показательная зачётная экскурсия по живому уголку, создание живого уголка в школе и/или дома, помощь сотрудникам сектора зоологии по кормлению и уходу за обитателями живого уголка. Ожидаемые результаты развития 1. Во время обучения по данной программе будет формироваться и расширяться общий культурный и естественнонаучный кругозор обучающихся, которые приобщатся к чтению книг, научно-популярных периодических изданий, станут посещать тематические биологические (в частности – зоологические) сайты Интернета. 2. Повысится активность воспитанников в вопросах профессиональной ориентации по профилю учебной группы, расширится политехнический кругозор в сфере специальностей, связанных с зоологией, с изучением, охраной и использованием животных. 3. Получат дальнейшее развитие устная и письменная речь, ораторское мастерство обучающихся, расширится этимологический кругозор при изучении основ научной биологической терминологии и номенклатуры, при подготовке и проведении экскурсий по зоологическому музею и живому уголку. Способ определения качества результата: участие воспитанников в биологических олимпиадах, качество устных выступлений при защите рефератов и научно-познавательных проектов, зачетное собеседование, зачетные показательные экскурсии. 4. Рост интеллектуальных показателей обучающихся, развитие креативности, творческого воображения, изобретательности при решении задач, поиске ответов на вопросы повышеннойсложности, олимпиадного уровня, связанных с зоологией и экологией. Способ определения качества результата: участие воспитанников в биологических олимпиадах, защита рефератов и научно-познавательных проектов, зачетное собеседование. 5. Сформируются начальные представления о научной журналистике, о технологии создания текстов научно-популярного характера, связанных с животными, с зоологическими и смежными дисциплинами; будут сделаны литературные пробы (рассказы, стихотворения, эссе, репортажи) по тематике учебной группы. Способ определения качества результата: участие воспитанников в литературных конкурсах и литконцертах, публикации в сборниках и на тематических сайтах Интернета, качество написания текстов и устных выступлений при защите рефератов и научно-познавательных проектов, зачетное собеседование. 6. Повысится уровень информационно-технологической культуры обучающихся при выполнении с помощью компьютера поисковых заданий в сети по зоологической тематике, а также заданий по форматированию и редактированию собранного материала и созданию презентаций. Способ определения качества результата: демонстрация компьютерных слайд-шоу при защите научно-познавательных проектов, при проведении фрагментов занятий и тематических экскурсий. Ожидаемые результаты воспитания 1. Воспитанники группы приобщатся к кругу людей, испытывающих чувство гордости за выдающиеся достижения отечественной биологической науки. Способ определения качества результата: психолого-педагогическое тестирование, собеседование, социологический опрос; эмоциональная окраска устных выступлений и литературного творчества подростка. 2. Обучающиеся обратят более пристальное внимание на родную природу, на животный мир страны, почувствуют необходимость более детального его изучения наряду с представителями фауны других регионов мира. Способ определения качества результата: психолого-педагогическое тестирование, собеседование, социологический опрос; эмоциональная окраска устных выступлений и литературного творчества подростка; самостоятельно выбираемая тематика учебно-исследовательских работ и научнопознавательных проектов. 3. Подростки почувствуют радость активного участия в посильном общественно полезном труде и ощутят личную причастность к его успешным результатам, настроятся на выбор созидательной жизненной позиции ( экологические трудовые и просветительские акции). Способ определения качества результата: отзывы посетителей, благодарности от организаторов трудовых акций, психолого-педагогическое тестирование, собеседование, социологический опрос; эмоциональная окраска устных выступлений и литературного творчества подростка; самостоятельно выбираемая тематика учебно-исследовательских работ и научно-познавательных проектов. 4. Сформируется группа подростков-единомышленников с благоприятным (или нейтральным) внутренним психологическим микроклиматом, в которой станет возможной эффективная реализация потребности обучающихся в разнообразии форм общения, в эмоционально и интеллектуально притягательной познавательной деятельности. Способ определения качества результата: наблюдения педагога-психолога, отзывы родителей учащихся, изучение творческих работ обучающихся, эмоциональная окраска их устных выступлений. 5. Реализуется потребность подростков в контакте, в общении с животными; будет формироваться чувство ответственности за жизнь и здоровье своих питомцев. Способ определения качества результата: отзывы родителей учащихся, изучение творческих работ обучающихся, эмоциональная окраска их устных выступлений.