Аннотация к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественно-научной направленности «Юный животновод» Возраст обучающихся: 11–13 лет Срок реализации: 2 года Уровень краткосрочная программа (ознакомительный, базовый, углубленный) Срок реализации программы: 1 год (18 часов) Возрастная категория: 11 - 14 лет Режим работы: 1 год обучения: 18 часов в год,2 часа в неделю; два занятия по 40-45 минут (младшее и среднее звено). Особенности организации образовательного процесса. Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в основном: практические и лабораторные работы, лекция, самостоятельная работа, мастер-класс, круглый стол, мозговой штурм, деловая игра, тренинг, выездное занятие, ярмарка исследовательских работ. Цель программы: создание условий для активной созидательной деятельности по изучению животноводства и производства продуктов питания, выявление их способностей, воспитание современной личности через обучение и привитие любви к животному миру, формирование у учащихся исследовательских навыков в области естественных наук. Задачи: Личностные: 1. Воспитать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, отношение к природе как к общечеловеческой ценности; 2. Формировать ответственное отношения к работе в группе, ведению исследовательской и проектной деятельности; 3. Воспитать коммуникативные навыки, умения адекватно вести себя в стрессовой ситуации. Метапредметные: 1. Развивать качества, необходимые для продуктивной учебноисследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализ и синтез ситуаций, коммуникативные качества, критическое отношение к полученным результатам. 2. Формирование у обучающихся психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности; 3. Развивать мотивацию личности ребенка к саморазвитию и самореализации. Образовательные: 1. Способствовать углублению и расширению имеющихся у учащихся знаний о животном мире в целом и о природе Краснодарского края; 2. Раскрыть значение зоологии в общем образовании учащегося, 3. Сформировать представления о целостности и диалектике природных и природно-антропогенных комплексов, а также путях их рационального использования и охраны; 4. Создать условия для приобретения специальных знаний и умений в области научной деятельности: овладения навыками полевых и производственных исследований, камеральной обработки и анализа материала. Программа способствует: Формированию интереса к учебно-исследовательской деятельности, как необходимой составляющей обучения и первоначальных умений и навыков проведения исследований; Реализации механизма включения учащихся в опытноэкспериментальную работу; Обеспечению широкой возможности для «трансляции» личностных, творческих качеств; Формированию нового способа действий, с усвоенным старым индивидуальным опытом, с новыми требованиями его применения; Формированию широкой картины мира на основе ценностей науки, литературы, искусства, непосредственного познания действительности и себя. Особенности построения программы и её содержания Программа сочетает элементы традиционного занятия с практическими наработками. В течение всей работы дети ведут тетрадь, в которой записывают основные понятия и выполняют письменные тренировочные упражнения, практические и лабораторные работы. Кроме того, каждое занятие включает в себя как минимум одно задание, предполагающее погружение в учебную проблему, ее обсуждение и выработку путей решения. В конце каждого занятия обсуждается, как и в какой форме можно применить полученные знания. Таким образом, сочетаются элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (игра, дискуссия по принятию решения и т.д.) Программа составлена с учетом современного состояния науки и содержания дополнительного образования. Она представляет собой обучающую систему, в которой ребенок самостоятельно приобретает знания, а педагог осуществляет мотивированное управление его обучением (организовывает, координирует, консультирует, контролирует). Программа дополнительного образования может быть использована и как факультативный, элективный курс; как методическое пособие по подготовке детей к проектной и исследовательской деятельности, развитию проектного мышления. Работа в объединении строится на принципе личностноориентированного подхода, возрастные рамки не строгие: 11-14 лет. Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности, по сравнению с младшими и старшими детьми. Им свойственно повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя, учебная деятельность приобретает смысл как работа по саморазвитию и самосовершенствованию. Учащиеся, занимающиеся по программе «Юный животновод», имеют равные возможности для проявления своих творческих способностей, а также могут сравнить свои достижения с успехами других юннатов. Занятия по настоящей программе обеспечивают «ситуацию успеха», что создает благоприятные условия для социализации ребенка. Уровень развития детей при приеме в объединение определяется собеседованием, главный критерий, проявление интереса к зоологии, экологии, географии сельскому хозяйству. Необходимо отслеживать (проводить мониторинг) уровня развития учащихся, зачисленных на обучение и уровень развития учащихся, освоивших программу. Личностные характеристики. По темпераменту, характеру, способностям учащиеся могут быть разнообразными. Потенциальные учащиеся объединения должны проявлять бережное отношение к объектам природы, иметь направленность (мотивацию) к изучению живой или неживой природы, экологии, природных взаимосвязей, особенностей животных, экологических проблем. Потенциальные роли в программе: учащиеся, более старшие и опытные могут выступать в качестве наставников и консультантов для младших, делиться с ними опытом, принимать участие в исследованиях, в подготовке к конкурсам и конференциям. Медико-психолого-педагогические характеристики. Подростковые проблемы начинаются в 11-12 лет. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры. Характерная особенность детей этого возрастного периода – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы, более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик. Количество обучающихся в группе - до 10 человек. Как правило, занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным графиком. Группа может сформироваться как разновозрастная, одновозрастная, в зависимости от спроса на программу. так и Дети, проявляющие выдающие способности, могут обучаться по индивидуальному образовательному маршруту, реализуя и проявляя себя в учебно-исследовательской деятельности естественно-научной направленности. Личностные характеристики. Потенциальные учащиеся должны проявлять бережное отношение к объектам природы, иметь направленность (мотивацию) к изучению живой или неживой природы, экологии, природных взаимосвязей, особенностей выращивания сельскохозяйственных растений или животных, экологических проблем. Уровень образования детей при приеме в объединение: пройдена программа начальной школы.