Аннотация к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Основы робототехники» Возраст обучающихся: 11–13 лет Срок реализации: 2 года Уровневость общеразвивающей программы: Стартовый уровень – 1 год обучения. Базовый уровень – 2 год обучения. Основной целью проведения занятий по программе является: создание условий для развития научно-технического творчества детей средствами решения различных проблемных ситуаций, связанных с изучением технического и технологического аспектов современного мира; знакомство с основами робототехники (проектирование, конструирование и программирование моделей роботов). Программа выдвигает в соответствии с региональным подходом в качестве обязательных решение следующих задач: Обучающие: формирование системного представления о техникотехнологической среде, функциях человека в его взаимодействии с техническими устройствами в сфере социальных, производственных отношений, обеспечивающих профессиональное самоопределение и саморазвитие в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда; формирование технической и информационной культуры как составляющей общей культуры человека. Развивающие: выявление и развитие личностных способностей и интересов обучающихся: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; Воспитательные: создание условий, необходимых для самопознания, самовыражения и самоопределения, обеспечивающие включение личности в различные формы взаимоотношений и деятельности, ее успешную адаптацию в промышленно-ориентированной среде региона; Для занятий по курсу используется образовательный конструктор «ПервоРобот» с микрокомпьютером NXT (EV3) (дополнительно используется ресурсный набор LEGO 9695) и компьютерные среды RoboLab 2.9.4. и MindstormsNXT (EV3). Они позволяют превратить занятие в увлекательный и познавательный процесс. Обучающиеся погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций: создание действующих роботов; управление поведением роботов при помощи простейшего программирования; развитие конструкторских, инженерных и вычислительных навыков. В основе содержания образования лежат базовые механические принципы и элементарные технические решения: устойчивость и прочность конструкции, зубчатые и ременные передачи, рычаги, преобразование характера движения, детали машин, а также знания и представления о работе датчиков, элементов управления (мотор, лампы) и основы программирования модели робота. Время проведения занятия рассчитано на 90 минут (2 занятия подряд), модель после подведения итогов (за 5 минут до окончания занятия) разбирается, все детали укладываются в коробку, педагог принимает набор и проверяет комплектность, это обеспечит использование наборов в течение продолжительного времени, иначе мелкие детали будут теряться. Занятия проводятся регулярно, 2 раза в неделю. Весь курс рассчитан на 140 учебных часов. Планируемые результаты К результатам освоения курса можно отнести: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; воспитание чувства справедливости, ответственности; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой. Регулятивные результаты: принимать и сохранять учебную задачу; планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные результаты: осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; Коммуникативные результаты: аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия; осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи