МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Администрация ГО Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 10 имени воина-интернационалиста Александра Харламова
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
МО МАОУ СОШ №10
Директор МАОУ СОШ
№10
________________________
Лаптева Т. В.
Приказ №172 от «29»
августа 2024 г.
.
________________________
Кульнева Е. А.
Приказ №172 от «29»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Компьютерная грамотность»
для обучающихся 6-ых классов
п. Половинный 2024
Планируемые результаты изучения курса
-
Ученику дадут возможность научиться:
основные средства получения информации;
элементарные понятия об управлении;
устройство и состав ПК;
средства ввода - вывода информации на ПК;
понятие о текстовой и графической информации;
операционную систему Windows
принципы организации и порядок настройки операционной системы Windows;
программное обеспечение для Windows
основы работы с текстовым редактором Word 2007, графическим редактором Paint;
принципы организации взаимодействия между программами - приложениями в Windows
XP
Ученик научится:
- обращаться с клавиатурой ПК;
- воспринимать и оценивать информацию с экрана монитора;
- изменять форму представления информации на экране монитора;
- получать всю необходимую информацию о конфигурации компьютера и состоянии системы;
- создавать файлы и каталоги;
- производить основные операции с файловыми структурами;
- производить обработку текстовой информации с помощью простейшего текстового редактора;
- выполнять основные операции с файловыми структурами в ОС Windows (программа "проводник");
- работать с основными программами-приложениями для ОС Windows;
- создавать, редактировать и распечатывать текстовую информацию с помощью текстового
редактора Word 2007
- создавать графическое изображение с помощью графического редактора Paint
- создавать презентаций с помощью PowerPoint;
В результате обучения учащиеся смогут получить опыт
проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи
информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;
коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в
различных сферах, востребованных на рынке труда;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» объёмом 35 часов предназначена для учащихся 5-6 классов, проявляющих интерес к информатике и
компьютерным технологиям. Курс обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель
которого – сформировать представление учащихся об основных понятиях предмета и развить
навыки работы на компьютере.
Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый ребенок знает,
как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить
иллюстративный материал, подготовить компьютерную презентацию.
2
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения (компьютерных игр) использование компьютера как помощника в обучении потеряло
свое значение. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, использование
компьютера в учебных целях связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Повышение компьютерной грамотности учащихся, использование в школе современных
информационных образовательных технологий даёт принципиально новые возможности для развития образовательного уровня учащихся, обеспечит ученикам подготовку к исполнению ими
ключевой роли в будущем обществе. Реализация программы позволяет подготовить уверенного
пользователя компьютера, дает детям возможность познакомиться с профессиями, использующими компьютерные технологии, научиться совмещать работу на компьютере с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся в рамках школьной программы.
Цели:
➢ Научить учащихся основам работы на персональном компьютере.
➢ Привить навыки сознательного и рационального использования компьютерных
технологий в своей учебной деятельности.
Задачи:
✓ Формирование определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными
типами прикладных программных средств на уровне пользователя.
✓ Ознакомление учащихся с возможностями использования персональных компьютеров
для решения практических задач.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
В процессе изучения курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» учащиеся знакомятся с основами и возможностями компьютера для решения прикладных
задач, навыкам работы с основными пользовательскими программами - Microsoft Word, Paint,
PowerPoint.
Занятия проводятся в виде устного объяснения, демонстрации наглядного материала, видео материала, самостоятельных лабораторных работ, творческие индивидуальные задания, комплексные задания для самостоятельной работы (их выполнение позволит приобрести и закрепить навыки практической работы на компьютере), элементы исследовательской деятельности.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
При изучении курса обеспечивается достижение личностных и метапредметных результатов:
Личностные:
•
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
•
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
•
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
•
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
3
•
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
Метапредметные:
•
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов), навыки
создания личного информационного пространства;
Содержание курса внеурочной деятельности
Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий.
- Техника безопасности при работе на ПК.
- Этапы развития ПК
- Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.
2). Основные сведения о персональных компьютерах и операционных системах
- Устройства, из которых состоит ПК
- Основные элементы, входящие в состав данных устройств
- Операционная система Windows
Устройства ПК: мышь, клавиатура, монитор, системный блок, принтер, сканер, модем
- Работа с клавиатурой, основные функциональные клавиши.
- Основные функции левой и правой кнопок "мыши"
- Назначение системного блока, принтера, сканера, модема. Проблемы с прерыванием
работы ПК, примеры их устранения.
Работа в операционной системе Windows. Организация хранения информации. Файлы и
папки
- Рабочий стол и его структура.
- Работа с меню и окнами.
- "Мой компьютер", "Проводник".
- Открытие папок и файлов.
- Создание папок.
- Переименование папок и файлов.
- Перемещение и копирование папок и файлов.
- Удаление и восстановление файлов.
Основные навыки работы с документами в текстовом редакторе MS Word 2010.
- Элементы окна документа. Режимы просмотра документа. Перемещение по документу.
Выбор объекта перехода.
- Правила ввода текста. Непечатаемые знаки. Свободный ввод. Режим замены. Поиск и
замена контекста. Автозамена.
- Проверка орфографии и исправление опечаток.
- Создание и первое сохранение документа. Использование шаблонов и мастеров.
4
- Поиск и открытие документа. Сохранение изменений. Сохранение документов под другим именем, в другой папке или в другом формате.
Настройка параметров страницы. Редактирование текста.
- Настройка параметров страницы. Выравнивание текста.
- Режимы вставки-замены
- Операции с текстовыми фрагментами: выделение, удаление, копирование, вставка, специальная вставка, изменение оформления.
- Использование буфера. Отмена, возврат и повтор команд.
Операции с текстом. Применение стандартных средств форматирования
- Форматирование текста: выбор шрифта, начертания, применение эффектов, настройка
интервала и т.д.
- Оформление абзацев: выравнивание, отступы, интервалы.
- Добавление границ и заливки.- Создание маркированных, нумерованных и многоуровневых списков.
- Использование табуляции: выравнивание в колонках, заполнение.
- Создание гиперссылок.
Профессиональное оформление документа
- Копирование форматов по образцу.
- Стилевое форматирование документа: создание новых стилей и их применение. Быстрое переоформление документа путем редактирования стилей.
- Вставка разрывов. Оформление текста с помощью колонок. Подготовка разделов с различным оформлением.
- Подготовка колонтитулов. Вставка даты и времени. Вставка символов. Нумерация страниц, выбор формата номеров.
Работа с таблицами и объектами
- Создание таблицы. Добавление и удаление строк и столбцов. Изменение ширины столбцов и высоты строк. Объединение ячеек.
- Оформление таблицы: форматирование текстовых фрагментов, абзацев, добавление
границ и заливки. Поворот текста в ячейках. Автоформат.
- Преобразование текста в таблицу и таблицы в текст.
- Сортировка текста.
Основные навыки работы с изображениями в графическом редакторе Paint
- Как формируется изображение на экране монитора.
- Растровые и векторные изображения.
- Инструменты графического редактора.
- Основные операции графического редактора.
- Палитра
Создание и редактирование изображений
- Создание рисунка на заданную тему
- Создание объёмных изображений
Работа с фрагментами изображения
- Фрагмент изображения, работа с фрагментами: удаление, копирование, перемещение,
преобразование.
5
- Паркет
Создание комбинированных документов
- Внедрение объектов в текстовый документ.
- Использование панели инструментов Рисование: вставка надписей и автофигур, объектов WordArt и ClipArt.
Презентации в PowerPoint
- Основные принципы работы с программой
- Основные понятия: слайды, макеты, шаблоны, дизайн, анимация и др.
Создание презентаций с помощью PowerPoint
- Создание простейших презентаций.
- Добавление в презентацию схем, графиков и диаграмм
- Работа с мультимедийным содержанием: вставка в презентацию музыки, анимации, видео;
- Добавление и настройка спецэффектов;
Создание анимации с помощью PowerPoint
- Создание анимационного фильма с помощью PowerPoint
Конкурс презентаций.
6
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема
Основное содержание
по темам
Характеристика деятельности
ученика
Введение. ТехТехника безопасности и оргасоблюдать требования к
ника безопаснонизация рабочего места. Свеорганизации компьютерного
сти при работе с
дения из истории развития
рабочего места, требования
компьютером
компьютерных технологий
безопасности и гигиены при
(1ч.)
работе со средствами ИКТ
Основные сведеКомпьютер — универсальная
выделять аппаратное и
ния о персональмашина для работы с инфорпрограммное обеспечение
ных компьютерах мацией. Основные сведения о компьютера;
и операционных
персональных компьютерах и
анализировать устройства
системах (1ч.)
операционных системах
компьютера с точки зрения
организации процедур ввода,
хранения, обработки, вывода
и передачи информации;
Устройства
Основные устройства компьюсоблюдать требования к
компьютера (1ч.)
тера и технические средства, с организации компьютерного
помощью которых может быть рабочего места, требования
реализован ввод информации
безопасности и гигиены при
(текста, звука, изображения) в работе со средствами ИКТ
компьютер
Работа в операци- Программы и документы.
выбирать и запускать
онной системе
Файлы и папки. Основные
нужную программу создаWindows (2ч.)
правила именования файлов
вать, переименовывать, переКомпьютерные объекты, их
мещать, копировать и удаимена и графические обозналять файлы создавать, перечения.
именовывать, перемещать,
копировать и удалять файлы
Основные навыки Элементы пользовательского
работать с основными
работы с докумен- интерфейса: рабочий стол;
элементами пользовательтами в текстовом панель задач.
ского интерфейса: использоредакторе MS
Мышь, указатель мыши,
вать меню, обращаться за
Word 2010 (2ч.)
действия с мышью.
справкой, работать с окнами
Управление компьютером с
(изменять размеры и перемепомощью мыши
щать окна, реагировать на
Компьютерные меню. Главное диалоговые окна);
меню. Запуск программ
Редактирование
Текстовый редактор.
соотносить этапы (ввод,
текста (2ч.)
Правила ввода текста. Слово,
редактирование, форматиропредложение, абзац.
вание) создания текстового
Приемы редактирования
документа и возможности те(вставка, удаление и замена
стового процессора по их ресимволов).
ализации;
Форматирование
Форматирование абзацев (выоформлять текст в сооттекста (2ч.)
равнивание, отступ первой
ветствии с заданными требостроки, междустрочный инваниями к шрифту, его
7
тервал и др.).
Создание и форматирование
списков
8.
Профессионально
е оформление
документа (3ч.)
Проверка правописания, расстановка переносов Форматирование символов (шрифт,
размер, начертание, цвет).
9.
Работа с таблицами и объектами
(3ч.)
Вставка в документ таблицы,
ее форматирование и заполнение данными.
10.
Основные навыки
работы с изображениями в графическом редакторе
Paint (2ч.)
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора.
11.
Создание и редак- Инструменты создания протирование изобра- стейших графических объекжений (2ч.)
тов.
Исправление ошибок и внесение изменений
Работа с фрагмен- Работа с фрагментами: удалетами изображения ние, перемещение, копирова(2ч.)
ние. Преобразование
фрагментов.
Создание
Создание комбинированных
комбинированных документов. Вставка графичедокументов (2ч.)
ских объектов в документ
12.
13.
14.
Презентации в
PowerPoint (2ч.)
Мультимедийная презентация
Описание последовательно
развивающихся событий (сюжет).
15.
Создание презентаций с помощью
PowerPoint (3ч.)
Создание презентаций по собственному замыслу
начертанию, размеру и цвету,
к выравниванию текста;
создавать и
форматировать списки
осуществлять орфографический контроль в текстовом
документе с помощью
средств текстового процессора
создавать несложные текстовые документы на родном
и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять
фрагменты текста; создавать
тексты с повторяющимися
фрагментами
выделять в сложных графических объектах простые
(графические примитивы);
планировать работу по
конструированию сложных
графических объектов из
простых;
использовать простейший
(растровый и/или векторный)
графический редактор для
создания и редактирования
изображений;
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами
планировать работу по
конструированию сложных
графических объектов из
простых; создавать сложные
графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами
планировать последовательность событий на заданную тему;
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого
мультимедийного объекта
использовать редактор
презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
8
16.
Создание анимации с помощью
PowerPoint (3ч.)
17.
Конкурс
презентаций (2ч.)
Анимация. Возможности
настройки анимации в редакторе презентаций. Создание
эффекта движения с помощью
смены последовательности
рисунков
создавать на заданную
тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат
тексты, звуки, графические
изображения
Итого: 35 часов
9
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Организация учебного процесса
Учебный процесс организован в следующих формах:
•
практические занятия, на которых изучается новый материал, рассматриваются различные приемы и способы выполнения заданий, формируются навыки работы в конкретной среде;
•
самостоятельная работа под руководством учителя, при которой полученные навыки должны
быть использованы для выполнения творческой работы на свободную тему;
•
коллективное обсуждение выполненных работ;
•
групповые и индивидуальные проекты;
•
защита проектов.
Примерные темы краткосрочных и итоговых проектов (по выбору учащихся):
1.
Осень в нашем городе
2.
Осенние листья кружат и кружат в саду…
3.
Мой класс
4.
Мои друзья
5.
Школе 45!
6.
Тагил старинный
7.
Мы здесь живем
8.
Память о войне
9.
Этот день Победы
10.
Это нужно не мертвым, это нужно живым…
10.Опять зима
11. Цветы на улицах города
12. Братья наши меньшие
13. Дом, в котором я хочу жить
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на занятиях и самостоятельных творческих работ. При этом внимание обращается на умение учащегося
найти тему для самостоятельной работы. Критерии оценки развития творческой активности учащихся:
•
способность генерировать новые идеи;
•
способность осваивать новые информационные технологии;
10
•
обладание визуальной культурой и художественным вкусом.
Итоговый контроль проводится в виде защиты творческой (зачетной) работы на свободную или предложенную учителем тему.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Техническое оснащение занятий
Наиболее рациональным является установка в компьютерном классе 12 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
✓ процессор – не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
✓ оперативная память – не менее 512 Мб;
✓ жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
✓ жёсткий диск – не менее 80 Гб;
✓ клавиатура;
✓ мышь;
✓ устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
✓ аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).
Кроме того в кабинете информатики должны быть:
✓ принтер на рабочем месте учителя;
✓ проектор на рабочем месте учителя;
✓ сканер на рабочем месте учителя
Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows, а также необходимое программное обеспечение: Microsoft Word, Paint, PowerPoint
Литература
1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2010.
2. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2010.
3. О.В.Спиридонов, Н.С.Вольпян. Microsoft Word От пользователя к специалисту.
Методическое пособие. М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
4. Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов, помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)
6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
11