МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация ГО Верхний Тагил
МАОУ СОШ №10 имени воина-интернационалиста Александра Харламова
РАССМОТРЕНО
МО МАОУ СОШ №10
_____________________
Лаптева Т.В.
Приказ №172 от «29» августа
2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №10
_________________________
Кульнева Е. А.
Приказ №172 от «29» августа
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Коррекционно-развивающие занятия»
для обучающихся 5-9 классов
п. Половинный 2024
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………………….3
1. Целевой раздел программы…………………………………………………..4
1.1. Цели и задачи………………………………………………………………..4
1.2.Характеристикадетей с ЗПР…………………………………………………5
1.3. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда………………………………………………………………....7
1.4.Этапы реализации коррекционной логопедической программы…………8
1.5.Планируемые результаты освоения коррекционной программы....……....8
2.Содержательный компонент рабочей программы…………………………...9
2.1.Основные направления………………………………………………………9
2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционной работы учителя–
логопеда с обучающимся………………………………………………………..10
2.3.Тематическое планирование………………………………………………..12
2.4.Планирование работы с педагогами………………………………………..19
2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ЗПР………20
3.Организационный раздел……………………………………………………..20
3.1. Материально-технические условия………………………………………..20
3.2. Методическое обеспечение рабочей программы…………………………21
2
Пояснительная записка
Программа коррекционной логопедической работы составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена
на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми
нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной
программы для обучающихся с задержкой психического здоровья (ЗПР) по
варианту 7.1; 7.2 основного общего образования, коррекцию недостатков в
речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа логопедического кабинета организуется на основании:
• Конституция РФ;
• Конвенция о правах ребенка;
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2021г № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 N 479-ФЗ);
• Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152 –
ФЗ (ред. от 06.02.2023 N 8-ФЗ)
• Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программыначального
образования» (далее – ФОП НОО);
• Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования (далее – ФОП ООО)
• Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования» (далее – ФОП СОО);
• Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО
третьего поколения);
• Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО
второго поколения);
• Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО
третьего поколения);
• Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (далее – ФГОС ООО второго поколения);
3
• Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (далее – ФГОС СОО);
• Устава МАОУ СОШ №10.
• Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об
организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения»;
• Письмо Министерства просвещения России от 10.08.2020 N ВБ-1589/07
"Об оказании логопедической помощи»;
• Распоряжение Министерства просвещения России от 06.08.2020 N Р-75
"Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической
помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность» (ред. от 06.04.2021 № Р-77);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
При разработке программы использовались рекомендации ведущих
специалистов в области логопедии: Ястребовой А. В., Козыревой Л, М.,
Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Садовниковой И, П., Лалаевой Р. И.,
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Лопухиной И. С. и др.
Курс
«Коррекционно-развивающие
логопедические
занятия»
представляет особую важность для учащихся с задержкой психического
развития, поскольку у данной категории детей наблюдается большая
распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи,
проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов,
что приводит к трудностям освоения учебного материала.
1. Целевой раздел программы
1.1. Цель и задачи
Цель - реализация системы логопедической помощи детям с речевыми
нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной
программы, а также на коррекцию недостатков в речевом развитии
обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает
сопровождение детей с ЗПР, обучающихся в общеобразовательной школе.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения
Общие задачи:
1.Обеспечение своевременного выявления детей с задержкой психического
развития.
2. Определение особенностей организации коррекционно-развивающего
образовательного процесса для данной категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения.
3. Создание условий, способствующих освоению детьми с задержкой
психического развития адаптированной основной общеобразовательной
4
программы основного общего образования и их интеграции в
образовательном учреждении.
4. Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ,
организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с
нарушениями в речевом развитии.
5. Оказание консультативной и методической помощи педагогам в обучении
и сопровождении детей с задержкой психического развития по вопросам
особенностей речевого развития.
6. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям)
детей с задержкой психического развития.
Специфические
задачи
коррекционно-развивающего
логопедического
сопровождения обучающихся, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1;7.2):
1.Развитие устной и письменной речи.
2. Формирования произвольной регуляции деятельности и поведения.
3. Коррекция нарушений устной и письменной речи.
4. Формирование универсальных учебных действий.
1.2. Характеристика детей с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу.
Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и (или)
функциональная
недостаточность
центральной
нервной
системы,
конституциональные факторы, хронические соматические заболевания,
неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная
депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает
значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих
отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и (или) поведения. Общими для
всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки
в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются
нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного
5
нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания
(раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик –
от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными
и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективноповеденческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной
поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до
обучающихся, нуждающихся при получении основного общего образования
в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся
с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в
получении
образования
и
самих
образовательных
маршрутов,
соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и
направленных на преодоление существующих ограничений в получении
образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
АООП НОО (вариант 7.1; 7.2) адресована обучающимся с ЗПР,
которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной
нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных
функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти,
восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности
и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие
усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность,
самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило,
сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто
избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и
субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния. Возможна не адаптивность поведения, связанная
как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением
эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Коррекционно-развивающая помощь детям с ЗПР может быть
представлена в виде:
•
Коррекции нарушений устной и письменной речи.
•
Развития речевой деятельности.
•
Формирования и развития коммуникативных навыков.
•
Восполнения пробелов предшествующих периодов развития и
обучения и предупреждения их возникновения.
•
Формирования и развития различных видов устной речи.
•
Обогащения и расширения словарного запаса, развитие
лексической системности, формирование семантических полей.
6
•
Коррекции отдельных сторон психической деятельности и
эмоционально-личностной сферы.
•
Формирования положительной учебной мотивации и механизмов
волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.
•
Повышения уровня общего развития.
1.3. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей
работы учителя-логопеда
В данной рабочей программе учителя-логопеда для обучающихся с
ОВЗ, учитываются возрастные, типологические и индивидуальные
особенности и следующие принципы коррекционно-развивающей работы:
•
принцип
системности
коррекционных,
профилактических
и
развивающих общих и специфических задач;
•
принцип единства диагностики и коррекции;
•
приоритетности коррекции причинного типа;
•
принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;
•
деятельностный принцип коррекции;
•
принцип учёта неравномерности детского развития;
•
принцип комплексности методов логопедического, психологопедагогического и коррекционного воздействия;
•
принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к
участию в исправлении речевых нарушений;
•
принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
•
принцип программированного обучения;
•
принцип возрастания сложности;
•
принцип учета объема и степени разнообразия материала;
•
принцип развивающего характера обучения, основывающегося на
положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании
«зоны ближайшего развития»;
•
принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов
образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей;
На основе данных принципов реализуются общедидактические и
специфические подходы к профессиональной деятельности.
Специфические подходы:
•
системный подход к организации целостной системы коррекционнопедагогической работы;
•
коммуникативный
подход,
определяющий
последовательность
формирования речи как средства общения и познания окружающего мира,
использование в обучении детей с нарушением в развитии разных форм
словесной речи (устная, письменная, альтернативные формы коммуникации
и т.д.) в зависимости от этапа обучения;
•
комплексный подход, который предполагает, что устранение
нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е.
опираться на взаимосвязь всех специалистов сопровождения;
7
•
индивидуально-дифференцированный
подход
к
реализации
адаптированной образовательной программы;
При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности
детей с ОВЗ школьного возраста.
1.4. Этапы реализации коррекционной логопедической программы
➢ Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая
деятельность): оценка контингента обучающихся для учёта особенностей
речевого развития детей; определение специфики и их особых
образовательных потребностей; оценка материально-технической базы.
➢ Диагностический этап проводится с целью диагностики состояния
речевой функции, коррекция которой ляжет в основу составления или
корректировки индивидуальной программы логопедического сопровождения.
В «речевой карте» записываются результаты диагностики. Конечной целью
диагностического этапа является разработка индивидуальной программы
логопедического сопровождения. Диагностический этап длится 1 – 2 недели
(4 часа) и включает в себя следующие направления: диагностика речевой
функции; разработка путей коррекции и реабилитации; разработка
индивидуальной программы логопедического сопровождения.
➢ На коррекционно-развивающем этапе осуществляется реализация
разработанной индивидуальной программы логопедического сопровождения.
Коррекционно - развивающий этап длится 30 недель и включает: коррекцию
и развитие устной и письменной речи ребенка, профилактическую работу по
предупреждению нарушений письменной речи.
➢ Аналитический этап: оценивается результативность занятий
посредством анкетных, проективных, экспериментальных и др. методов,
производится анализ эффективности используемых методов и средств, и
подводятся итоги коррекционной логопедической работы, определяются
основные направления работы на следующий учебный год.
1.5. Планируемые результаты освоения коррекционной логопедической
программы
Освоение обучающимся коррекционно-развивающей логопедической
программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает
достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и
предметных.
Личностными результатами являются: осознание языка как основного
средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления
национальной культуры; понимание того, что правильная устная и
письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
осознанное, доброжелательное и уважительное отношением к другому
человеку, его мнению; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях.
8
Метапредметными результатами коррекционной работы являются:
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: ставить учебную задачу под руководством учителялогопеда; планировать свою деятельность под руководством учителялогопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; составлять план
решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом; работать по
плану и корректировать свою деятельность; определять успешность своей
работы и других детей.
Познавательные УУД: слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности; повторять и воспроизводить по
подобию, по памяти слоги, слова, предложения; осуществлять анализ и
синтез; составлять описание объекта; строить рассуждение; устанавливать
причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной
форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач.
Предметными результатами коррекционной работы в 5 – 9 классах
являются: умение внятно и четко изложить своё высказывание; умение
различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке;
овладение начальными представлениями нормах русского языка и правилах
речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила
постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных
текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать,
классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук,
буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
2. Содержательный компонент рабочей программы
2.1.Основные направления:
• диагностическое;
• коррекционно-развивающее;
• консультативное;
• информационно-просветительское.
Диагностическая работа: проводится комплексное обследование
обучающихся с ЗПР: изучаются общие сведения о ребенке, социальной
ситуации, их развитие и условия семейного воспитания.
Уровень речевого развития определяется по следующим показателям:
• Общая и мелкая моторика
• Строение и моторика органов артикуляционного аппарата
• Звукопроизношение
• Фонематическое восприятие
• Слоговая структура слова
• Понимание речи
9
• Лексико-грамматический строй речи
• Связная речь
• Письменная речь
Коррекционно-развивающая
(логопедическая)
работа:
выбор
специальных методик и программ коррекционно-развивающих курсов,
методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными
потребностями обучающихся с ЗПР, проведение индивидуальных и
групповых коррекционное–развивающих занятий.
Консультативная работа: консультирование учителем-логопедом
педагогов по вопросам выбора индивидуально-ориентированных методов и
приёмов работы с обучающимися, консультативная помощь семье.
Информационно-просветительская
работа:
различные
формы
просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды,
печатные материалы), направленные на разъяснение участникам
образовательных отношений вопросов, связанных с сопровождением
обучения детей с ЗПР.
2.2.План коррекционной работы с обучающимся с ЗПР
Основные методы работы: наглядно-демонстрационные (наблюдение,
просмотр, прослушивание); словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
практические (упражнения, графические диктанты).
Направления коррекционной работы:
o развитие звуковой стороны речи (формирование полноценных
фонематических процессов, развитие навыка языкового анализа и синтеза;
формирование готовности к восприятию правил орфографии, правописание
которых основано на представлениях о звуковом составе слова).
В результате реализации направления обучающиеся будут уметь:
различать понятия «слог», «слово», «предложение», «текст», «буква»,
«гласный звук», «согласный звук»; будет владеть элементарными навыками
языкового анализа и синтеза; фонематического анализа, синтеза,
представлений.
Средства: разноцветные круги для звукового анализа; ленты
звукобуквенного анализа, схемы для определения места звука, схемы для
определения количества слогов; буквы разрезной азбуки, буквы-магниты и
т.д., УМК, различные упражнения.
Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение
навыками фонематического анализа и синтеза, фонематических
представлений, языкового анализа и синтеза создают необходимые
предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и
чтения, предупреждение общей и функциональной неграмотности.
o Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и
грамматического строя речи: уточнение, обогащение и активизация словаря,
как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно
пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
уточнение значений используемых синтаксических конструкций; развитие и
совершенствование грамматического оформления связной речи путём
10
овладений навыками построения словосочетаний, моделями различных
синтаксических конструкций; развитие навыков языкового анализа и синтеза;
увеличение объёма знаний об окружающем мире.
В результате реализации направления обучающиеся будут уметь:
активно пользоваться различными способами словообразования и
словоизменения; правильно использовать слова в предложениях различных
синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и
значением); будет владеть навыками языкового анализа и синтеза; будет
владеть навыками обобщения, подбора однокоренных слов, синонимов,
антонимов.
Средства: схемы для определения количества слов в предложении;
значки различных частей речи; карточки с грамматическими заданиями;
тематический словарь, УМК, упражнения.
Таким образом, создаётся основа (предпосылки) для продуктивного
усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями
о морфологическом составе слова.
o Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного
высказывания: программирование смысловой структуры высказывания;
установление связности и последовательности высказывания; отбор
необходимых языковых средств.
В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: строить
собственные высказывания в логической последовательности; уметь вести
диалог; уметь сравнивать, обобщать, делать вывод, доказывать, рассуждать.
Средства:
сюжетные
картинки;
карточки
для
установления
последовательности событий; карточки с заданиями по развитию связной
речи; тексты для пересказов; УМК, упражнения.
o Развитие и совершенствование неречевых процессов:
совершенствование
моторной
сферы,
пространственно-временных
представлений,
графомоторного
навыка;
совершенствование
психологических предпосылок к обучению; развитие социальных навыков;
совершенствование полноценных учебных умений; совершенствование
коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных
умений и навыков адекватных учебной деятельности.
В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: знать
направления в пространстве с позиции ведущей руки, ориентироваться в
схеме собственного тела; создавать пальчиковые пробы, будут владеть
навыком каллиграфического письма; уметь планировать предстоящую
деятельность, контролировать ход деятельности, уметь работать в
определённом темпе, проводить анализ, оценку продуктивности своей
деятельности; применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого
высказывания; соблюдать речевой этикет при общении.
Средства: упражнения, УМК, схемы.
Частота проведения занятий определяется характером и степенью
выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими
особенностями ребенка с ОВЗ, продолжительность занятий определяется в
11
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
групповое занятие – 30-40 минут, индивидуальное – 20-40 минут.
Контроль реализации программы:
Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы
определяется:
✓ Сравнительным анализом входящей (с 1 – 15 сентября),по
необходимости, промежуточной (анализ письменных работ по русскому
языку) и итоговой диагностики (с 15 – 31 мая). На основании этих данных
проводится мониторинг развития устной и письменной речи. Планируется
коррекционная работа на следующий учебный год.
✓ Улучшением текущих оценок по предметам языкового цикла.
2.3. Тематическое планирование
5 класс
№
Тема занятия
п/п
1 Первичная диагностика
2 Дифференциация понятий «слово»,
«словосочетание», «предложение». Признаки
предложения
3 Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура
слова.
4 Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
5 Мягкие согласные звуки перед гласной Е.
6 Разделительный мягкий и твёрдый знаки.
7 Состав слова. Корень слова.
8 Родственные слова. Упражнение в подборе
родственных слов.
9 Сложные слова. Соединительная гласная е или о в
середине слова.
10 Окончание. Дифференциация родственных слов и
форм слова.
11 Суффикс, суффиксальный способ образования
слов.
12 Приставка, приставочный способ образования
слов.
13 Безударные гласные в корне. Определение
безударного гласного в корне, требующего
проверки.
14 Выделение слов с безударным гласным. Подбор
проверочных слов к безударным гласным в корне.
15 Слитное написание слов с приставками.
16 Раздельное написание слов с предлогами.
17 Дифференциация предлогов и приставок.
12
Кол-во часов
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
2
1
1
1
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Согласование глаголов с именами
существительными в числе и роде.
Согласование имен прилагательных с именами
существительными в числе и роде.
Закрепление падежных форм в словосочетаниях и
предложениях.
Определение лексического значения слов.
Определение и толкование лексического значения
слова, употребленного в контексте.
Однозначные и многозначные слова.
Узнавание слова по толкованию его лексического
значения. Работа с кроссвордами.
Омонимы.
Антонимы. Подбор антонимов к слову.
Нахождение антонимов в тексте
Синонимы. Подбор синонимов к слову.
Нахождение синонимов в тексте.
Итоговая диагностика
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
6 класс
№
Тема занятия
п/п
1 Первичная диагностика
2 Состав слова. Корень слова.
3 Родственные слова. Упражнение в подборе
родственных слов.
4 Сложные слова. Соединительная гласная е или о в
середине слова.
5 Окончание. Дифференциация родственных слов и
форм слова.
6 Суффикс, суффиксальный способ образования
слов. Значение суффиксов.
7 Приставка, приставочный способ образования
слов. Значение приставок.
8 Безударные гласные в корне. Определение
безударного гласного в корне, требующего
проверки.
9 Выделение слов с безударным гласным. Подбор
проверочных слов к безударным гласным в корне.
10 Слитное написание слов с приставками.
11 Раздельное написание слов с предлогами.
12 Дифференциация предлогов и приставок.
13 Определение и толкование лексического значения
слова, употребленного в контексте.
13
Кол-во часов
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Однозначные и многозначные слова.
Узнавание слова по толкованию его лексического
значения. Работа с кроссвордами
Омонимы.
Антонимы. Подбор антонимов к слову.
Нахождение антонимов в тексте.
Синонимы. Подбор синонимов к слову.
Нахождение синонимов в тексте. Обоснование
выбора синонима в тексте.
Употребление синонимов в речи для преодоления
неоправданного повторения слов.
Прямое и переносное значение слова.
Образные слова и выражения. Загадки. Сочинение
загадок.
Фразеологизмы. Фразеологические обороты.
Нахождение фразеологизмов в тексте.
Обоснование употребления фразеологизма в
тексте.
Крылатые слова и выражения.
Пословицы и поговорки.
Смысловая и интонационная законченность
повествовательных, восклицательных,
вопросительных, побудительных предложений.
Составление предложений — кратких ответов на
вопросы по тексту.
Составление предложений по картинке с
использованием опорных слов. Грамматическое
оформление предложений.
Составление предложений по картинке с
использованием опорных слов, схемы.
Грамматическое оформление предложений.
Составление предложений из слов. Объединение
предложений в связный текст. Употребление
синонимов в речи для преодоления
неоправданного повторения слов.
Итоговая диагностика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
7 класс
№
Тема занятия
п/п
1 Первичная диагностика
2 Имя существительное. Значение имён
существительных в речи.
14
Кол-во часов
2
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Закрепление падежных форм в словосочетаниях и
предложениях.
Глагол. Изменение глаголов по временам.
Согласование глаголов с именами
существительными в числе и роде.
Имя прилагательное. Значение имён
прилагательных в речи.
Согласование имен прилагательных с именами
существительными в числе, роде, падеже..
Распространение предложений путем включения в
него имен прилагательных.
Местоимение. Нахождение местоимений в тексте.
Значение местоимений в речи.
Толкование лексического значения слова. Работа с
кроссвордами.
Однозначные и многозначные слова.
Антонимы. Употребление антонимов в тексте.
Синонимы. Употребление синонимов в речи для
преодоления неоправданного повторения слов.
Прямое и переносное значение слова.
Фразеологизмы. Нахождение фразеологизмов в
тексте. Обоснование употребления фразеологизма
в тексте.
Предложение. Признаки предложения. Различение
предложений, разных по интонации.
Виды предложений по цели высказывания.
Нахождение в тексте предложений, различных по
цели высказывания.
Составление предложений из слов, данных в
правильной грамматической форме.
Составление предложений из слов, данных в
начальной форме. Грамматическое оформление
предложений.
Составление предложений — полных ответов на
вопросы по тексту.
Составление предложений — кратких ответов на
вопросы по тексту.
Составление предложений по картине с
использованием опорных слов. Грамматическое
оформление предложений.
Составление предложений по картинке с
использованием опорных слов, схемы.
Грамматическое оформление предложений.
Составление предложений из слов. Объединение
15
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
25
26
27
28
предложений в связный текст.
Деление сплошного текста на предложения.
Обозначение границ предложений на письме.
Развитие восприятия и понимания сложных
синтаксических конструкций. Аналитикосинтетические упражнения со
сложноподчиненными предложениями
Работа с деформированными предложениями.
Редактирование, грамматическое оформление
предложений с нарушенным порядком слов.
Итоговая диагностика
1
1
1
2
8 класс
№
Тема занятия
п/п
1 Первичная диагностика
2 Выделение признаков связного текста. Тема
текста.
3 Текст. Основная мысль текста.
4 Текст. Опорные слова.
5 Восстановление деформированного текста по
серии картинок.
6 Составление текста из отдельных предложений.
Определение темы, главной мысли текста.
7 Составление текста по данным вопросам.
Грамматическое оформление. Анализ
составленных текстов.
8 Тип текста. Текст-повествование. Характерные
признаки текста-повествования. Схема построения
повествовательного текста
9 Текст-описание. Характерные признаки текстаописания. Схема построения описания.
10 Текст-рассуждение. Характерные признаки текстарассуждения. Схема построения рассуждения
11 Составление плана текста с обозначенными
частями.
12 Деление текста на части. Работа над планом.
13 Редактирование текста
14 Последовательный пересказ текстов с опорой на
вопросы. Составление предложений (полных
ответов на вопросы)
15 Последовательный пересказ текстов с ярко
выраженной причинно-следственной связью с
опорой на предметные картинки и вопросы.
16
Кол-во часов
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Последовательный пересказ текстов от первого
(третьего) лица по графическим (знаковым)
схемам.
Пересказ текстов описательного характера с
опорой на картинки, вопросы, графические схемы.
Последовательный пересказ текстов описательноповествовательного характера с использованием
опорных предметных картинок, сюжетной
картинки. Составление плана пересказа.
Последовательный пересказ с опорой на серию
картинок и последовательность действий с
использованием серии сюжетных картинок,
опорных слов-действий.
Выборочный пересказ. Составление плана
пересказа.
Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
Творческий пересказ по обозначенному началу
рассказа.
Творческий пересказ по обозначенному концу
рассказа. Составление плана рассказа.
Творческий пересказ по обозначенной середине
рассказа. Составление плана рассказа.
Устное сочинение. Составление самостоятельных
связных высказываний, рассказов
повествовательного характера по картинкам.
Устное сочинение. Составление рассказа по
вопросам.
Устное сочинение. Составление рассказа по
вопросам и картинке.
Устное сочинение. Составление рассказа, по
опорным словам, и картинкам.
Устное сочинение. Составление рассказа по серии
картинок, используя план-вопросы.
Устное сочинение. Составление сравнительного
рассказа описательного характера по
предложенным предметам (картинкам) с
использованием графических (знаковых) схем,
вопросов.
Устное сочинение. Составление рассказа по
сюжетной картинке, с использованием опорных
слов.
Итоговая диагностика
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
9 класс
№
Тема занятия
п/п
1 Первичная диагностика
2 Выделение признаков связного текста. Тема
текста.
3 Текст. Основная мысль текста.
4 Текст. Опорные слова.
5 Восстановление деформированного текста по
серии картинок.
6 Составление текста из отдельных предложений.
Определение темы, главной мысли текста.
7 Составление текста по данным вопросам.
Грамматическое оформление. Анализ
составленных текстов.
8 Тип текста. Текст-повествование. Характерные
признаки текста-повествования. Схема построения
повествовательного текста
9 Текст-описание. Характерные признаки текстаописания. Схема построения описания.
10 Текст-рассуждение. Характерные признаки текстарассуждения. Схема построения рассуждения
11 Составление плана текста с обозначенными
частями.
12 Деление текста на части. Работа над планом.
13 Редактирование текста
14 Последовательный пересказ текстов с опорой на
вопросы. Составление предложений (полных
ответов на вопросы)
15 Последовательный пересказ текстов с ярко
выраженной причинно-следственной связью с
опорой на предметные картинки и вопросы.
16 Последовательный пересказ текстов от первого
(третьего) лица по графическим (знаковым)
схемам.
17 Пересказ текстов описательного характера с
опорой на картинки, вопросы, графические схемы.
18 Последовательный пересказ текстов описательноповествовательного характера с использованием
опорных предметных картинок, сюжетной
картинки. Составление плана пересказа.
19 Последовательный пересказ с опорой на серию
картинок и последовательность действий с
использованием серии сюжетных картинок,
18
Кол-во часов
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
опорных слов-действий.
Выборочный пересказ. Составление плана
пересказа.
Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
Творческий пересказ по обозначенному началу
рассказа.
Творческий пересказ по обозначенному концу
рассказа. Составление плана рассказа.
Творческий пересказ по обозначенной середине
рассказа. Составление плана рассказа.
Устное сочинение. Составление самостоятельных
связных высказываний, рассказов
повествовательного характера по картинкам.
Устное сочинение. Составление рассказа по
вопросам.
Устное сочинение. Составление рассказа по
вопросам и картинке.
Устное сочинение. Составление рассказа по
опорным словам и картинкам.
Устное сочинение. Составление рассказа по серии
картинок, используя план-вопросы.
Устное сочинение. Составление сравнительного
рассказа описательного характера по
предложенным предметам (картинкам) с
использованием графических (знаковых) схем,
вопросов.
Устное сочинение. Составление рассказа по
сюжетной картинке, с использованием опорных
слов.
Итоговая диагностика
2.4. Планирование работы с педагогами
Содержание работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Сроки
1. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи Октябрь
у обучающихся с ЗПР.
2. Приемы обогащения словарного запаса детей с ЗПР
школьного возраста.
Ноябрь
3. Приемы формирования грамматически правильной речи Декабрь
у детей с ЗПР.
4. Виды работы педагога по развитию и
совершенствованию связной речи детей с ЗПР.
Январь
5. Развитие мыслительной и познавательной деятельности
Февраль
19
детей с ЗПР.
6. Развитие диалогической речи у детей с ЗПР.
Март
2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ЗПР.
Направления работы
Виды работы
Включение родителей (законных
Беседа,
представителей) во взаимодействие с учителем- индивидуальное
логопедом и специалистами учреждения
консультирование
Повышение осведомленности родителей об
особенностях развития и специфических
образовательных потребностях ребенка
Индивидуальное
консультирование,
родительские собрания
Организация регулярного обмена информацией
о развитии ребенка, о ходе реализации
коррекционно-развивающей программы и
результатах ее освоения
Беседа,
индивидуальное
консультирование,
посещение учебных
занятий родителями,
индивидуальный опрос,
анкетирование.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-технические условия:
Материально-техническая база реализации рабочей программы для
обучающихся с ЗПР в 5 - 9 классах соответствует действующим санитарным
и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников
образовательных учреждениям.
В логопедическом кабинете создан и пополняется информационнометодический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по
всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных
пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов. Информационное
обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования
обучающихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных
связей участников образовательного процесса.
С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места
специалиста в нем содержатся:
Документация:
- Нормативные документы (инструктивно-методические письма, законы,
постановления, положения).
- Рабочие программы.
- Методические материалы.
- Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий.
- Журнал обследования устной и письменной речи.
20
- Журнал движения детей.
- Речевые карты на каждого обучающегося.
- Годовой план работы учителя-логопеда.
- Тетради для письменных работ обучающихся.
-Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем
образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.
Диагностический материал: материал для обследования устной и
письменной речи, систематизированный по годам обучения и разделам:
альбомы, папки и т.д.).
Методический раздел:методическая литература, материал из опыта
работы учителей-логопедов образовательных учреждений, документация по
взаимодействию с ППк.
Наглядно-дидактический материал:дидактические материалы для
обследования и коррекционной работы:пособия по развитию связной речи
(предметные и сюжетные картинки для распространения или уточнения
сюжетной линии); сборники рассказов для составления пересказов;
дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по
темам(согласование существительных с прилагательными, глаголами,
числительными, глаголов с местоимениями, картинки и с изображением
предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными
словами); дидактические пособия по развитию словарного запаса:
обобщающие понятия, слова-действия, признаки предметов, слова –
антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением); наборы
наглядно-графической символики (по темам: звуки, буквы, схемы для звукослогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений,
рассказов);
альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой
структуры слов.
Мебель:стеллажи и полки для наглядных пособий, дидактических игр и
методической литературы, классная доска, парты и стулья в количестве,
достаточном для подгруппы детей, для проведения консультаций с
родителями и педагогами, рабочий стол и стул.
3.2. Методическое обеспечение рабочей программы
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью
фонематического восприятия (Выпуск 1). М., 2008.
Ефименкова Л.Н.Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью
фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных
(Выпуск 2). М., 2005.
Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий.М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических
занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для
логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
21
Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для
логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для
логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа
и синтеза. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Изд-во Гном и Д, 2006.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Конспекты занятий для логопеда. – М.:
Изд-во Гном и Д, 2006.
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Изд-во
Гном и Д, 2007.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
школьников: Учебное пособие. М., 1997.
Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация ХХI века», 2000.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова-названия предметов, действий,
признаков предметов. – М.: Первое сентября, 2004.
Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой
психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Р. И.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедическойработы в
школе. – М.: Сфера, 2015.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методыкоррекционной
работы логопеда на школьном логопункте. - М.:Просвещение, 2011.
Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическоепособие / Под
ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО, 2014.
22