МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Администрация ГО Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 10 имени воина-интернационалиста Александра Харламова
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
МО МАОУ СОШ № 10
Директор МАОУ СОШ №
________________________
10
Лаптева Т.В.
________________________
Приказ № 172 от «29»
Кульнева Е.А.
августа 2024 г.
Приказ № 172 от «29»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Естественнонаучная грамотность
для обучающихся 5 класса
п. Половинный 2024
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования представляют собой ценностные ориентации, установки, личностные
качества и обусловленные ими устойчивые характеристики деятельности знания, умения,
способности. Их формирование и развитие происходит в единстве учебной и
воспитательной
деятельности
образовательной
организации
в
соответствии
с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями и
принятыми в обществе правилами и нормами поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства.
Личностные результаты включают:
Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся социально
значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности по
следующим направлениям:
понятия о назначении и взаимосвязях объектов окружающей человека социальной
действительности (от личности и ее ближайшего окружения до страны и мира), о
свободах личности и окружающего ее общества для комфортности личного и
общественного пространства в жизнедеятельности человека и его межличностных
отношениях, о субъективном и историческом времени в сознании человека;
понятия об обществе и человеке в нем, об основных правах и свободах человека в
демократическом обществе, о значении взаимопомощи и дружбы между людьми и
народами, о социальных нормах отношений и поведения, о роли различных социальных
объектов в жизни человека (от семьи до государственных органов), о социальной
обусловленности и значимости внутреннего духовного мира человека, о труде и выборе
профессии как условии сохранения и поддержания качества жизни общества и человека в
нем, о правилах безопасности для сохранения жизни, физического и психо-социального
здоровья человека;
понятия об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в
природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям
и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей
средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального
труда человека;
понятия о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и
общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной
жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических
взглядов и идеалов;
понятия о художественно-эстетической картине мира как личном видении
действительности, выраженном языком искусства, о роли искусства в жизни человека и
общества, о важности различения прекрасного и безобразного в жизни человека, об
образном мышлении человека, о значимости художественной культуры народов России и
стран мира.
Личностные результаты, отражающие сформированность у обучающихся системы
позитивных ценностных отношений и имеющих очевидную социальную значимость
навыков, умений и способностей, в соответствии с направлениями:
уважение к историческим символам и памятникам Отечества, ценностного
отношения к достижениям и традициям своей Родины - России, своего родного края,
своей семьи; неравнодушия к проблемам их развития, установки на посильное участие в
их делах и заботах, стремления к развитию своей этнической и общенациональной
(российской) социокультурной идентичности на основе познания истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; установок на межнациональное общение в духе дружбы, равенства и
взаимопомощи народов, уважения к традициям и культуре своего и других народов
(патриотическое воспитание и формирование российской идентичности);
уважение к правам человека, к мнениям других людей, к их убеждениям, к их
действиям, не противоречащим законодательству; коммуникативной компетентности стремления и способности вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания и
находить конструктивные выходы из конфликтных ситуаций в общении и совместной
деятельности со сверстниками и взрослыми при решении образовательных, общественно
полезных, учебно-исследовательских, творческих, проектных и других задач; развитость
активной гражданской позиции на основе опыта деятельностного отношения к
современным общественно-политическим процессам, происходящим в России и мире,
участия в школьном самоуправлении, в решении проблем, затрагивающих права и
интересы обучающихся, в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных этнокультурных и социально-экономических особенностей;
принятие
принципов взаимопомощи,
социальной
справедливости,
правосознания,
соблюдения дисциплинарных правил, установленных в образовательной организации
(гражданское воспитание);
неприятие нарушений нравственных и правовых норм, в том числе проявления
коррупции, в своем поведении и поведении других людей; неприятие идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признаками других негативных социальных явлений, развитие
компетентности в решении моральных проблем на основе поведенческих предпочтений в
пользу нравственно-этических норм в ситуациях выбора; осознанного отношения к
собственным поступкам в соответствии с традиционными нравственными ценностями
российского
общества
и
индивидуальными
смысло-жизненными
ориентирами;
выраженность у обучающихся доброжелательности и отзывчивости, готовности прийти на
помощь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, соблюдение этических правил
отношений с противоположным полом, со старшими и младшими, (духовно-нравственное
воспитание);
развитие у обучающихся основ эстетического сознания через заинтересованное
освоение художественного наследия народов России и мира; творческой деятельности
эстетического характера, этнических культурных традиций и народного творчества;
понимание важности соблюдения языковой культуры и систематического чтения как
средства познания мира и себя в нем; принятие обучающимися необходимости
следования в повседневной практике эстетическим ценностям, соответствующим
культурным традициям (приобщения к культурному наследию);
сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и
общества; интереса к самопознанию; к творческой деятельности; готовности к
саморазвитию и самообразованию; способность к адаптации в динамично изменяющейся
социальной и информационной среде; освоение основ целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики и
индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);
сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый
образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение
иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе
подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; навыков
безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических,
связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации,
причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде
(физическое воспитание и формирование культуры здоровья);
стремления к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных
предпочтений и участия в профориентационной деятельности; сформированность
уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей,
в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного
отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом
труде (трудового воспитание);
формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях; формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред
экологии (экологическое воспитание);
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) овладение универсальными учебными действиями:
ставить познавательную задачу на основе задачи практической деятельности;
ставить познавательную задачу, обосновывая ее ссылками на собственные
интересы, мотивы, внешние условия;
ставить учебные задачи на основе познавательных проблем;
распределять время на решение учебных задач;
выбирать способ решения задачи из известных или выделять часть известного
алгоритма для решения конкретной учебной задачи;
обосновывать выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
планировать
и
реализовывать
способ
достижения
краткосрочной
цели
собственного обучения с опорой на собственный опыт достижения аналогичных целей;
преобразовывать известные модели и схемы в соответствии с поставленной
задачей;
строить модель\схему на основе условий задачи и (или) способа решения задачи;
создавать элементарные знаковые системы в соответствии с поставленной задачей,
договариваться об их использовании в коммуникации и использовать их;
самостоятельно контролировать свои действия по решению учебной задачи,
промежуточные и конечные результаты ее решения на основе изученных правил и общих
закономерностей;
объяснять\запрашивать объяснения учебного материала и способа решения
учебной задачи;
делать оценочные выводы (отбирать алгоритмы и объекты по заданным критериям
для применения в конкретной ситуации);
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
2) овладение регулятивными действиями:
выбирать технологию деятельности из известных или выделять часть известного
алгоритма для решения конкретной задачи и составлять план деятельности;
планировать ресурсы для решения задачи\достижения цели;
самостоятельно
планировать
и
осуществлять
текущий
контроль
своей
деятельности;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и(или) самостоятельно
определенным в соответствии с целью деятельности критериям;
вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений
ситуации для получения запланированных характеристик продукта\результата;
формулировать отношение к полученному результату деятельности;
оценивать степень освоения примененного способа действия и его применимость
для получения других персонально востребованных результатов;
указывать причины успехов и неудач в деятельности;
называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагать пути
их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности.
3) овладение умениями работать с информацией:
указывать, какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи
деятельности;
характеризовать\оценивать источник в соответствии с задачей информационного
поиска;
реализовывать
предложенный
учителем
способ
проверки
достоверности
информации\способ разрешения противоречий, содержащихся в источниках информации;
считывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков
(символов) при наличии источника, содержащего их толкование;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели для определения
способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из
источника (в том числе текста), исходя из характера полученного задания, ранжировать
основания и извлекать искомую информацию, работая с двумя и более сложносоставными
источниками, содержащими прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в
которых
одна
информация
дополняет
другую
или
содержится
противоречивая
информация;
указывать на обнаруженные противоречия информации из различных источников;
систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры;
самостоятельно задавать простую структуру для систематизации информации в
соответствии с целью информационного поиска;
извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника,
исторического источника, художественной литературы;
проводить мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей;
находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых
система Интернета;
самостоятельно планировать и реализовывать сбор информации посредством
опроса (в т.ч. экспертного интервью);
излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи;
воспринимать требуемое содержание фактической и оценочной информации в
монологе, диалоге, дискуссии, письменном источнике, извлекая необходимую оценочную
информацию (позиции, оценки, мнения);
выделять главные и второстепенные признаки, давать определение понятиям;
осуществлять логические операции по установления родовидовых отношений,
ограничению понятия, устанавливать отношение понятий по объему и содержанию;
выделять признаки по заданным критериям;
структурировать признаки объектов (явлений) по заданным основаниям;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
обобщать (резюмировать) полученную информацию;
делать вывод на основе полученной информации\делать вывод (присоединяется к
одному из выводов) на основе полученной информации и приводить несколько
аргументов или данных для его подтверждения\приводить аргументы, подтверждающие
вывод;
ссылаться на мнения и позиции иных субъектов в обоснование собственного
решения, обосновывая адекватность источника;
сопоставлять объекты по заданным критериям и делать вывод о сходствах и
различиях;
проводить сравнительный анализ объектов (явлений) в соответствии с заданной
целью, самостоятельно определяя критерии сравнения в соответствии с поставленной
задачей;
объяснять
явления,
процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
анализировать художественный текст;
вербализовывать эмоциональное впечатление, полученное от работы с источником
(текстом);
резюмировать главную идею текста;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
указывать на информацию, полученную из источника, которая подтверждает,
дополняет или противоречит предыдущему опыту обучающегося, объясняя связь
полученной информации и предыдущего опыта познавательной и \ или практической
деятельности.
4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
следить за соблюдением процедуры обсуждения, обобщать и фиксировать решение
и\или оставшиеся нерешенными вопросы в конце работы;
задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга;
сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы;
развивать и уточнять идеи друг друга;
распределять обязанности по решению познавательной задачи в группе;
осуществлять взаимоконтроль и коррекцию деятельности участников группы в
процессе решения познавательной задачи;
отбирать содержание и определять жанр выступления в соответствии с заданной
целью коммуникации и целевой аудиторией;
использовать паузы, интонирование и вербальные средства (средства логической
связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
соблюдать нормы публичной речи и регламент;
адекватно использовать средства речевой выразительности: риторический вопрос,
парантеза, риторическое восклицание, умолчание, аппликация, каламбур, аллегория,
метафора, синекдоха, анафора, эпифора, градация, оксиморон, ирония, гипербола \ литота;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные \
отобранные под руководством учителя;
работать с вопросами, заданными на понимание, уточнение, в развитие темы и на
дискредитацию позиции. Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога;
оформлять
свою
мысль
в
форме
стандартных
продуктов
письменной
коммуникации, самостоятельно определяя жанр и структуру письменного документа (из
числа известных учащемуся форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и
адресатом.
Предметные
.
результаты
освоения
основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих
требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных
областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего
образования.
Предметные результаты изучения учебного предмета на уровне основного общего
образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1) сформированность системы биологических знаний, понимание способов их
получения и преобразования; ценностного отношения к живой природе, к собственному
организму;
2) сформированность умения раскрывать сущность живого, называть отличия
живого
от
неживого,
перечислять
основные
закономерности
организации,
функционирования и эволюции объектов и явлений живой природы;
3) сформированность умения интегрировать биологические знания со знаниями из
других учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания и т. д.)
для понимания роли биологии как компонента культуры;
4) сформированность умений решать учебные задачи биологического содержания,
выявлять причинно-следственные связи, проводить качественные и количественные
расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;
5) сформированность умения использовать характерные свойства биологических
моделей для объяснения процессов и явлений в живой природе;
6) сформированность основ экологической грамотности: осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем, влияния
факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и
здоровью окружающих;
7) владение приемами работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков,
фотографий и др.), критического анализа информации и оценки ее достоверности;
8) сформированность умения планировать учебное исследование или проектную
работу с учетом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи
исследования, выбирать адекватно поставленной цели методы, делать выводы по
результатам исследования или проектной деятельности;
2. Содержание учебного предмета
Понятие функциональной грамотности. Цели и задачи развития функциональной
грамотности. Современное общество в разрезе изучения функциональной грамотности.
Понятие естественнонаучной грамотности. Применение естественнонаучных знаний в
современном мире на практике. Изучение естественнонаучной грамотности.
Царства живой природы: растения, животные, бактерии, грибы.
Организмы.
Отличительные особенности живых организмов. Признаки царств живой природы.
Клетка- основа жизни. Микроскопическое строение животной растительной клетки.
Группы клеток. «Клетки санитары». Тайны природы, открытие при помощи микроскопа.
Разнообразие водных одноклеточных организмов. Растения - невидимки. Польза и вред
одноклеточных водорослей. Разнообразие бактерий. Регенерация как степень развития
организма. Органы и системы органов растений. Листья, жилкование, листорасположение.
Корневая система. Генеративная система растений: цветок, соцветие, плод. Органы и
системы органов животных.
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и
первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного
шара. План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки. Положение Земли в
солнечной системе. . Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам
и компасу. Изображение неровностей земной поверхности. Реки, озера, болота, моря и
океаны. Сохранение водных объектов. Географическое положение Афанасьевского
муниципального округа. Земля как часть Вселенной. Уникальность планеты Земля.
Вода. Роль воды во Вселенной.
Звуковые явления, строение и свойства вещества.
Тематическое планирование естественнонаучная грамотность
5 класс
№
Тема занятия
занят
ия
Количество
часов
Планируемая Факти
дата
проведения ческая
дата
прове
дения
1
Введение в курс
3
сентябрь
4
октябрь
4
ноябрь
1.
2.
Слышимые и неслышимые
звуки. Шум и его воздействие на
человека.
3.
Движение и взаимодействие
частиц.
Признаки химических
реакций.
4.
Уникальность воды. Три
состояния воды
4
декабрь
5.
Звёзды в небе. Земля наш
дом.
4
январь
6.
Уникальность планеты
Земля
4
февраль
7.
Свойства живых организмов
4
март
8.
Тайны природы
4
апрель
9
Обобщение знаний по курсу
3
май
34