МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация ГО Верхний Тагил
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
МО МАОУ СОШ №10
Директор МАОУ СОШ №10
________________________
________________________
Лаптева.Т.В
Приказ №172 от «29» августа
2024 г.
Кульнева.Е.А
Приказ №172 от «29» августа
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
для учащихся 1-4 классов
Половинный 2024
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать
самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников
информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какойлибо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их
сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это
видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какойто сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о
необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения
темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка,
загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад,
конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду,
что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и
привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них
получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие
дети, но и родители.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
—рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга,
модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут
быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с
участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно
выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения
свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные,
индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку
возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся
и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для
этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над
проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в
свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем
выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются
как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением
моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.
Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как
видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.
Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные,
математические, естественно-научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую
очередь на уроках.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение),
комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят
информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть
индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и
долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше
требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторскотехнологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических
вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее
трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное
внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного
устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом
соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы,
энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы,
простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или
практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия
поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии
(деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а
учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей
внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к
реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Тематическое планирование 1 класс
№
Наименование изучаемой темы
п/п
Характеристика основных видов деятельности
Основное
содержание
по теме
(на уровне учебных действий)
Всего часов: 34 часа
Тема урока, тип
урока
Кол-во часов
Элемент
содержания
Требования к
результатам
(предметным и
метапредметным)
У Учащийся сможет
ч научиться
а
щ
и
й
с
я
Контрольнооценочная
деятельность
Вид
Форма
Информац
ионное
сопровожд
ение,
цифровые
и
электронн
ые
образовате
льные
ресурсы
Домашние задания.
н
а
у
ч
и
т
с
я
1
Кто я?
семья?
Моя
1
Определения
себя в
социуме,
составление
элементарного
древа семьи
Н
а
у
ч
и
т
ь
с
я
с
о
с
т
а
в
л
я
т
ь
п
р
о
с
т
Соблюдать
традиции семьи,
бережно относиться
к семье.
текущи
й
/взаимо
контрол
ь
УО
Составить родословную
семьи
о
е
д
р
е
в
о
с
е
м
ь
и
.
З
н
а
т
ь
р
о
д
с
т
в
е
н
н
и
к
о
в
.
2
Чем я люблю
заниматься.
Хобби.
1
Знакомство с
понятием
«хобби».
Выявление
увлечений у
ребенка.
Н
а
й
т
и
текущи
й
/взаимо
контрол
ь
Составить рассказ о
своем увлечении
УО
с
е
б
е
у
в
л
е
ч
е
н
и
е
3
О чем я больше
всего
хочу
рассказать.
Выбор
темы
проекта.
1
Знакомство с
понятиями
«проект»,
«тема
проекта».
В
ы
б
и
р
а
т
ь
т
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Определение темы
проекта.
е
м
у
4,
Как собирать
материал.
Твои
помощники.
Этап.
1
Знакомство с
понятиями
«этап
проекта»,
«помощник».
п
р
о
е
к
т
а
О Выделять главное из
п множества
р
е
д
е
л
я
т
ь
э
т
а
п
ы
п
р
о
е
к
т
а
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Определить
помощников, этапы
работы над проектом,
сбор информации.
5
Повторение.
Давай
вспомним.
1
Закрепление
изученных
понятий,
уточнение
выбранной
темы.
И Искать информацию
с в разных источниках
к
а
т
ь
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
сбор информации по
теме проекта
УО
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
ю
п
о
т
е
м
е
6
Проблема.
1
Знакомство с
понятием
«проблема».
Нахождение
проблемы по
теме своего
проекта.
О
п
р
е
д
е
л
я
т
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Определить проблему
проекта
ь
п
р
о
б
л
е
м
у
п
р
о
е
к
т
а
7
8
«Проблема».
Решение
проблемы.
Гипотеза.
Предположен
ие.
1
1
Работа по
схеме:
проблема совет решение вывод
Знакомство с
понятиями
«гипотеза»,
«предположен
ие».
Находить решение
проблемы
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
Найти решение
проблемы своего
проекта
УО
П
о
н
и
м
а
т
ь
п
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Выдвинуть гипотезу по
теме проекта
о
н
я
т
и
я
«
г
и
п
о
т
е
з
а
»
,
«
п
р
е
д
п
о
л
о
ж
е
н
и
е
»
.
9
Гипотеза.
Играем в
предположен
ие.
2
Знакомство с
понятиями
«гипотеза»,
«предположен
ие».
Выдвижение
своей
гипотезы.
В
ы
д
в
и
г
а
т
ь
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
Черновик проекта (по
пройденным темам)
УО
г
и
п
о
т
е
з
у
к
10
Цель проекта.
1
Знакомство с
понятием
«цель».
Постановка
цели к теме
своего
проекта.
п
р
о
е
к
т
у
С
т
а
в
и
т
ь
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Постановка целей к
проекту
ц
е
л
ь
к
11
Задачи
проекта.
Знакомство с
понятием
«задачи».
Постановка
задач по теме
проекта..
п
р
о
е
к
т
у
П
р
а
в
и
л
ь
н
о
с
т
а
в
и
т
ь
з
а
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Определить задачи
проекта
д
а
ч
и
к
12
Выбор
нужной
информации.
1
Изучить
источники
информации.
Понимать
смысл
понятий
«информация»
, «основная
мысль».
п
р
о
е
к
т
у
И Оформлять папку по
с проекту
к
а
т
ь
и
н
ф
о
р
м
а
ц
и
ю
в
р
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Оформить
теоретическую часть
а
з
н
ы
х
и
с
т
о
ч
н
и
к
а
х
и
о
т
б
и
р
а
т
ь
н
у
ж
н
у
ю
13
14
Интересные
люди – твои
помощники.
Продукт
проекта.
1
1
Знакомство с
понятием
«помощники».
Выбор
помощников.
Знакомство с
понятием
«продукт
проекта ».
Определение
конечного
результата
проекта –
продукта.
О
п
р
е
д
е
л
и
т
ь
п
о
м
о
щ
н
и
к
о
в
П Самостоятельно
о определять
н результат проекта
и
м
а
т
ь
п
о
н
я
т
тестир
ование
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
Сбор информации по
проекту
УО
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Черновик практической
части
и
е
«
п
р
о
д
у
к
т
15
Виды
продуктов.
Макет.
1
Знакомство с
понятием
«макет ».
выполнение
небольшого
макета
(коллективно
по выбору
учителя)
п
р
о
е
к
т
а
»
П Самостоятельно
о определять
н результат проекта
и
м
а
т
ь
п
о
н
я
т
и
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Продукт проекта
е
«
п
р
о
д
у
к
т
16
Повторение
пройденных
проектных
понятий
1
Закрепление
изученных
понятий.
п
р
о
е
к
т
а
»
П Самостоятельно
о определять
н результат проекта
и
м
а
т
ь
п
о
н
я
т
и
е
тестир
ование
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Черновик проекта и
продукт
«
п
р
о
д
у
к
т
17 18
Визитка. Как
правильно
составить
визитку к
проекту.
Практическое
занятие.
2
Знакомство с
понятием
«визитка».
Изготовление
визитки для
своего
проекта.
п
р
о
е
к
т
а
»
С Изготавливать
о самостоятельно
з
д
а
в
а
т
ь
в
и
з
и
т
к
у
тестир
ование
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Изготовить буклет
проекта
–
б
у
к
л
е
т
19 20
Мини –
сообщение.
Семиминутно
е
выступление.
2
Составление
минивыступления
для защиты
проекта.
п
р
о
е
к
т
а
С Правильно
о составить
с выступление
т
а
в
и
т
ь
в
ы
с
т
у
п
л
е
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Составить выступление
защиты
21
Выступление
перед
знакомой
аудиторией.
1
Выступление
детей в классе.
н
и
е
В Не бояться,
ы рассказывать не
с стесняясь.
т
у
п
а
т
ь
п
е
р
е
д
о
д
н
о
к
л
а
с
с
н
и
к
а
м
и
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Презентация защиты с
помощью помощников
22 23
Играем в
ученных.
Окрашивание
цветка в
разные цвета.
Это
интересно.
2
Практическое
занятие.
Опыты.
П Придумывать свои
р опыты
о
в
о
д
и
т
ь
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
Работа над проектом
УО
о
п
ы
т
ы
24
2526
Подготовка
ответов на
предполагаем
ые вопросы
«из зала» по
теме проекта.
Пробное
выступление
перед
незнакомой
аудиторией
1
Подготовка
вопросов и
ответов по
теме проекта.
Отвечать на
вопросы по теме
проекта
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
Составление
предполагаемых
вопросов
УО
2
Защита
проекта на
параллели 1-х
классов.
В Не бояться,
ы рассказывать не
с стесняясь.
т
у
п
а
т
ь
п
е
р
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Исправление ошибок
е
д
н
е
з
н
а
к
о
м
о
й
27
Повторение.
Давайте
вспомним.
1
Повторение и
закрепление
пройденного
материала.
а
у
д
и
т
о
р
и
е
й
П
о
д
в
о
д
и
т
ь
и
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Завершение работы над
проектом (выводы,
источники информации)
28
29
Играем в
ученных.
«Мобильные
телефоны».
Это
интересно.
1
Играем в
ученных.
Получение
электричества
с помощью
волос. Это
интересно.
1
Практическая
работа.
Практическая
работа.
т
о
г
и
И Быть
с любознательным
к
а
т
ь
и
н
т
е
р
е
с
н
о
е
И Быть
с любознательным
к
а
т
ь
и
н
т
е
р
е
с
текущи
й
Самокон
троль/вз
аимокон
троль
Найти интересную
информацию
УО
текущи
й
взаимок
онтроль
УО
Найти интересную
информацию
30
31
32
Играем в
ученных.
Поилка для
цветов. Это
интересно.
Тест «Чему
ты
научился?».
Твои
впечатления
от работы над
проектом.
Памятка для
1
1
1
Практическая
работа.
Тест
Памятка для
н
о
е
П Придумывать свои
р опыты
о
в
о
д
и
т
ь
о
п
ы
т
ы
В Выполнять
ы самоанализ своей
п работы
о
л
н
я
т
ь
т
е
с
т
ы
С Создавать свои
о памятки
текущи
й
взаимок
онтроль
Провести опыт и описать
его
УО
текущи
й
взаимок
онтроль
Защита своего проекта
УО
текущи
взаимок
Защита своего проекта
учащихся –
проектантов.
учащихся –
проектантов
.
з
д
а
в
а
т
ь
й
онтроль
УО
п
а
м
я
т
к
и
п
о
33
Пожелания
будущим
проектантам.
Твои советы
им.
1
Пожелания
будущим
проектантам
. Твои
советы им.
о
б
р
а
з
ц
у
В Давать советы
ы другим
р
а
ж
а
т
ь
текущи
й
взаимок
онтроль
УО
Защита своего проекта
с
в
о
и
34
Советы на
лето от
Мудрого
Дельфина.
1
Советы на
лето от
Мудрого
Дельфина.
м
ы
с
л
и
В Давать советы
ы другим
р
а
ж
а
т
ь
с
в
о
и
м
ы
с
л
и
текущи
й
взаимок
онтроль
УО
Защита своего проекта
Тематическое планирование 2 класс
Внеурочное
занятие № (тема,
название)
1-2
Круг твоих
интересов. Хобби.
Увлечения
Формы организации
Деятельность
внеурочной
учителя
деятельности
1 четверть (18 часов)
Вводная беседа. Беседа Знакомство класса
– размышление.
с темой. Дать
Просмотр
понятие «хобби».
видеофрагмента об
Подготовить
увлечениях.
материал для
беседы о хобби
Деятельность
учащихся
Участвовать в
обсуждении
вопросов, понимать
значение слова
«хобби»
Формируемые умения
Умение
работать
с
информацией и
вести
дискуссию. Оценивать
своё
поведение
и
поведение окружающих
(на уроке, на перемене).
Классифицировать
объекты,
ситуации,
явления по различным
основаниям
под
руководством учителя.
Дата
прохождения
программы
Доброжелательность,
доверие и внимание к
людям, готовность к
сотрудничеству
и
дружбе
3-4
Выбор темы твоего
проекта. Ты –
проектант. Твоё
знакомство с
понятиями
«словарь»,
«проект», «тема»
Игры
Подготовить
материал для и игр.
Дать понятия
«словарь»,
«проект», «тема»
Активно участвовать
в
обсуждении
вопросов и диалоге.
Понимать значение
понятий «словарь»,
«проект»,
«тема».
Правильно,
осознанно
читать
(про себя) простой
научно - популярный
текст;
определять
главную
мысль
текста.
Формирование умения
находить информацию в
словарях
и
справочниках;
формирование
умения
понимать шутливо –
жизненные
тексты,
выделяя
в
них
существенное
по
отношению
к
предстоящей задаче.
Умение планировать и
реализовывать
совместную
деятельность как в
позиции лидера, так и в
позиции рядового
участника умение
разрешать конфликты на
основе договорённости
5-6
Знакомство с
понятиями
«формулировка».
Работа со
словарями
Беседа - размышление
Подготовить
материал для
беседы. Объяснить
понятие
«формулировка»
Понимать значение
слова
«формулировка».
Правильно
формулировать
вопросы по теме.
Формирование ключевой
компетентности
в
отношении
владения
информацией:
правильно,
осознанно
читать
(про
себя)
7-8
Выбор
помощников работе
над проектом
Научный клуб
школьников «Мы и
окружающий мир»
Дать понятие слова
«помощник».
Учить задавать
правильные
вопросы
проектанту.
Выступать с
сообщениями на
тему «Интересные
растения из
энциклопедии»
простой
научно
популярный
текст;
определять
главную
мысль текста
Получение
первоначальных навыков
сотрудничества, работа
над общим делом;
проявление творчества.
Классификация
объектов,
ситуаций,
явлений по различным
основаниям
под
руководством учителя.
Доброжелательность,
доверие и внимание к
людям, готовность к
сотрудничеству
и
дружбе
Объяснять: с какой
целью был задан
вопрос, для чего
проектанту знать
ответ на данный
вопрос.
Формирование навыка
коллективного
планирования и умения
работать в команде.
Доброжелательность,
доверие и внимание к
людям, готовность к
сотрудничеству
и
дружбе
Получение
первоначальных навыков
сотрудничества, работа
над общим делом;
9-10
Этапы работы над
проектом. Ваше
знакомство с
понятием «этап»
Ролевые игры
11-12
Актуальность темы
проекта. Твоё
знакомство с
понятием
«актуальность»
Беседа-рассуждение
13-14
Проблема. Решение
проблемы
Беседа
Работать над
понятием слова
«этап».
Запоминание
обоснования.
Знакомство детей с
этапами работы над
учебным проектом
на примере образца
подобранного
учителем
Познакомить с
понятием
«актуальность»
Познакомить с
понятием
«проблема», «
лидер». Научить
будущих
проектантов видеть
проблему,
определять цель,
составлять план
действий и решать
Запоминать
толкование новых
понятий.
Самостоятельное
ознакомление
(чтение) этапов
работы над учебным
проектом, разбор
каждого этапа под
руководством
учителя
Запоминать
толкование новых
понятий. Находить
важные,
существенные
признаки в любом
начинании, в любом
процессе.
Запоминать
толкование новых
понятий. Видеть
проблему.
Обозначать посвоему алгоритм
решения проблемы
проявление творчества.
Учиться согласованным
действиям
с
помощниками.
Осмысливание
задач.
Умение отвечать на
вопрос: чему нужно
научиться для решения
поставленной задачи?
Осмысливание
задач.
Умение отвечать на
вопрос: чему нужно
научиться для решения
поставленной задачи?
Формировать
компетентность
взаимодействия.
Развитие умения
договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
работе, в том числе и в
ситуации конфликта и
15-16
Выработка
гипотезыпредположения.
Твоё знакомство с
понятиями
«выработка»,
«гипотеза»,
предположение»
Беседа-рассуждение
17-18
Цель проекта
Мини-выступления
вопрос. Показать,
как на проблему
можно смотреть с
разных сторон.
Работать над
сплочением
коллектива и
формированием
команды
Знакомство с
понятиями
«выработка»,
«гипотеза»,
предположение».
Руководить
деятельностью
детей по
выдвижению
гипотез детьми.
Объяснить, что
такое цель проекта.
Обучение
нахождению
способа решения
проблемы (цели
проекта)
столкновении интересов.
Открывать в знакомом
предмете новое, быть
наблюдательным
Запоминать
толкование новых
понятий. Выдвигать
гипотезы,
сравнивать свою
гипотезу с
гипотезами, которые
придумали
одноклассники.
Формировать
умения
высказывать
предположения
о
неизвестном,
предположения способа
проверки своих гипотез,
умения инсценировать
поиск и пробу известных
и неизвестных способов
действий
Доброжелательность,
доверие и внимание к
людям, готовность к
сотрудничеству
и
дружбе
Учится работать с
реальными
объектами как с
источниками
информации,
выдвигает гипотезы,
делает выводы и
обобщения
Развивать умения видеть
и формулировать
проблему и придумывать
способ решения данной
проблемы. Получение
первоначальных навыков
сотрудничества, работа
над общим делом;
проявление творчества.
19-20
Задачи проекта
Мини-выступления
21-22
Сбор информации
для проекта. Твоё
знакомство с
понятиями: «сбор»,
«информация»,
энциклопедия»,
«интернет», книги,
газеты, журналы».
Работа в группах
Работа над
проектным
понятием «задача
проекта».
Организация и
проведение работы
для поиска способа
или способов
решения проблемы
проекта. «Зажечь»
детей идеей,
обеспечить
пусковой механизм
творческой
активности и
возбудить желание
разрешить
проблему проекта.
Дать понятия:
«сбор»,
«информация»,
энциклопедия»,
«интернет», книги,
газеты, журналы».
Учить собирать
информацию для
проекта и выделять
в ней главное.
Участвовать в
диалоге.
Формулировать
задачи проекта
«Дети и
компьютерные
игры»
Формирование умения и
способностей в поиске
способов
решения
проблемы
проекта.
Формирование ключевой
компетентности
в
отношении
владения
информацией:
правильно,
осознанно
читать
(про
себя)
простой
научно
популярный
текст;
определять
главную
мысль текста.
Наблюдает,
осуществляет
сравнение, сходство
и различие
выдвигает гипотезы,
делает выводы и
обобщения,
классифицирует,
рассуждает,
анализирует, учится
работать с
реальными
Развивать умение
интерпретировать и
обобщать информацию,
выбирать способы
получения информации.
Структурирование
информации, выделение
главного. Умение
осуществлять
анализ
объектов с выделением
объектами как с
источниками
информации
23-24
Знакомство с
интересными
людьми. Интервью
Ролевые игры
25-26
Обработка
информации.
Отбор значимой
информации. Твоё
знакомство с
понятиями
«обработка
информации»,
Мини - проекты
Дать понятия:
«интервью»,
«интервьюер»
Дать понятия:
«обработка
информации»,
«отбор».
Руководство
деятельностью
учащихся по
отбору значимой
Запоминать
толкование новых
понятий.
Использовать в речи
ранее изученные
понятия. Активно
участвовать в
обсуждении
вопросов.
Самостоятельно
выполнять задания
по сбору
информации к
проекту. Играть в
игру»интересное
интервью»
Запоминать
толкование новых
понятий.
Самостоятельный
поиск необходимой
информации. Поиск
недостающей
информации у
существенных
несущественных
признаков.
Доброжелательность,
доверие и внимание
людям, готовность
сотрудничеству
дружбе
и
к
к
и
Формировать
умение
брать интервью, умения
вести и участвовать в
дискуссии,
развитие
коммуникативной
компетенции
Доброжелательность,
доверие и внимание к
людям, готовность к
сотрудничеству
и
дружбе
Развитие
информационной
компетентности,
формирование
умения
отсеять лишние данные
и умение видеть дефицит
данных,
умения
выделять
из
«отбор».
информации о
лошадях из
текстов.
27-28
Создание продукта
проекта. Твоё
знакомство с
понятиями
«макет», поделка»
Исследовательская
работа: составление
сообщений
29-30
Играем в учёных.
Это интересно
Ролевые игры
31-34
Тест. «Чему ты
научился?»
Решение теста
взрослых (учитель,
родители).
Анализировать и
обобщать собранные
сведения о лошадях
Познакомить с
Работа над понятием
понятиями:
«продукт проекта»
«продукт проекта» по заданиям тетради.
( «макет»,
Выполнять
поделка»). Учить
исследование и
создавать
работать над
собственные
проектом,
творческие
анализируя
замыслы и
информацию ,
доводить их до
данную в рабочей
воплощения в
тетради..
творческом
Подготовить
продукте.
сообщения о своих
коллекциях.
Проведение опыта
Ответы по
по превращению
домашнему заданию:
белого мелка в
дети рассказывают о
цветной
достопримечательно
сти городов, в
которых побывали.
Анализ результата
опыта
Организация
Рассказ о
беседы о
результатах опыта.
результатах опыта, Самостоятельная
проведённого дома. работа с
Организация
последующей
проверки заданий
проверкой
предоставленной
информации ту, которая
необходима для решения
поставленной задачи.
Овладение средствами и
способами воплощения
собственных замыслов.
Получение
первоначальных навыков
сотрудничества, работа
над общим делом.
Применять
практике.
знания
на
Формирование умения
правильно использовать
изученные
проектные
понятия
в
процессе
самостоятельной работы
теста
Тематическое планирование 3 класс
1-2
Отбор информации
для семиминутного
выступления.
(Мини-сообщение)
Мини-сообщения
Ознакомление с
понятием
«выступление».
Руководство
деятельностью
детей по
подготовке минисообщений и
анализу
стихотворения .
Самостоятельное
раскрытие смысла
нового понятия
«выступление».Отбо
р информации для
семиминутного
выступления по
предложенному
плану. Анализ
стихотворения
А. Барто
Формирование умения
презентовать
свои
достижения (превращать
результат своей работы в
продукт,
предназначенный
для
других)
35-36
Творческая работа.
Презентация. Твоё
знакомство с
понятием
«презентация»
Творческая мастерская
Знакомство с
понятием
«презентация
проекта» .
Оказание
индивидуальной
помощи детям по
созданию
презентации на
бумаге
3-4
Значимость
компьютера в
создании проектов.
Презентация
Исследовательская
Познакомить с
работа: мини-доклад. компьютерной
Выставка детских работ презентацией
5-6
Первые шаги
составления
презентации на
компьютере.
Программа МРРMicrosoft Power
Point
Работа с компьютером
7-8
Первые шаги
составления
Работа с компьютером
Познакомить с
программой МРРMicrosoft Power
Point. Обучение
первым шагам
составления
презентации на
компьютере
Руководство
деятельностью
Мини-сообщения
детей
подготовленные
дома. Творческая
работа «Моя
презентация»
Формирование умения в
составлении презентации
на
бумаге.
Формирование ключевой
компетентности
в
отношении
владения
информацией:
правильно,
осознанно
читать
(про
себя)
простой
научно
популярный
текст;
определять
главную
мысль текста.
Самостоятельная
работа по заданиям
рабочей тетради
Взаимодействие
с
участниками
проекта.
Получение
первоначальных навыков
ролевого взаимодействия
со
сверстниками
по
созданию презентаций
Развитие
умения
работать в программе
МРР-Microsoft
Power
Point
Умение
организовать
свою
деятельность
Практическая работа
на компьютере
Практическая работа
на компьютере
Получение
первоначальных навыков
презентации на
компьютере.
9-10
Совмещение текста
выступления с
показом
презентации.
Подробное
выступление перед
знакомой и
незнакомой
аудиторией
Ролевые игры
11-12
Подготовка ответов Работа в малых группах
на предполагаемые
вопросы «зала» по
теме проекта
обучающихся по
ознакомлению с
кнопками
клавиатуры
компьютера.
Репетиция шагов
на компьютере
Пошаговая
инструкция
учителя к
подготовке
выступления перед
аудиторией
Организовывает
процесс обучения в
режиме речевого
творческого
развития, решает
задачи
интеллектуального,
сотрудничества,
ролевого взаимодействия
со
сверстниками,
взрослыми в учебнотрудовой деятельности
Активно участвовать
в диалоге. Репетиция
выступления перед
аудиторией
Формирование
и
развитие
коммуникативной
компетентности,
а
именно умения уверенно
«держать» себя во время
выступления и владеть
аудиторией («держать» в
поле
зрения)
Артистические умения.
Умение отвечать на
незапланированные
вопросы.
Доброжелательность,
доверие и внимание к
людям, готовность к
сотрудничеству
и
дружбе
Построение устного
сообщения о
проделанной работе,
выбор различных
средств наглядности
при выступлении.
Рассказы о своих
Формирование умения
отстаивать свою точку
зрения,
развитие
находчивости,
уверенности
в себе.
Развивать
навыки
монологической
речи.
нравственного,
эстетического
воспитания и
развития младших
школьников.
13-14
Тест «Добрые
советы проектанту
от Мудрого
Дельфина»
Решение теста
15-16
Изготовление
визитки.
Правильное
составление
титульного листа
визитки
Творческая работа.
Составление визитки
впечатлениях от
пробного
выступления.
Оценка своего
выступления по
пятибалльной шкале
Обучение рефлексии.
Доброжелательность,
доверие и внимание к
людям, готовность к
сотрудничеству
и
дружбе
Выявление объёма Самостоятельное
накопленных
выполнение теста
знаний во время
проектной
деятельности,
поверка на
сохранность знаний
Формирование ключевой
компетентности
в
отношении
владения
информацией:
правильно,
осознанно
читать
(про
себя)
простой
научно
популярный
текст;
определять
главную
мысль текста.
Познакомить с
понятиями
«визитка» и
«визитная
карточка». Учить
составлять визитку.
Подготовить
раздаточный
материал с
названием школы,
фамилией, именем
и отчеством
учителяруководителя
проекта
Формирование умения
создавать собственные
творческие замыслы и
доводить
их
до
воплощения
в
творческом продукте.
Участвует в
коллективной работе
по составлению
титульного листа
визитки. Составляет
титульный лист
визитки своего
проекта на
отдельном листе
используя подсказки
рабочей тетради
17-18
Самоанализ. Работа
над понятием
«самоанализ»
Самостоятельная
работа по оценке
умений и навыков
приобретённых в
процессе проектной
деятельности
Дать понятие
самоанализа
(рефлексии). Учить
универсальным
учебным действиям
(УУД).
Самооценка:
рефлексивные
умения, поисковые
умения,
коммуникативные
умения (навыки
общения),
презентационные
умения и навыки.
Составление
примерного текста
самоанализа
Формирование умений
контролировать
и
оценивать
свою
деятельность
и
продвижение в её разных
видах (рефлексия)
19-20
Играем в учёных.
Это интересно
Практическая работа
(опыты)
Подготовить
рисунок с
изображением
дома, прозрачную
стеклянную банку с
водой. Провести
опыт по
использованию
воды вместо линзы
Обучение дружной
работе, взаимной
поддержке, участию в
команде, приобретение
опыта совместной
деятельности.
21-22
Различные
конкурсы проектно
исследовательской
деятельности
Конкурсы проектно исследовательской
работы
Познакомить с
различными
конкурсами
проектов
(«Открытие», «Я исследователь»,
«Горизонты
Активно участвовать
в диалоге.
Наблюдает,
осуществляет
сравнение, сходство
и различие
выдвигает гипотезы,
делает выводы и
обобщения,
классифицирует,
рассуждает,
анализирует
Учится работать с
реальными
объектами как с
источниками
информации.
Заучивает
понравившиеся
Приобретение
опыта
коллективной
деятельности, работы в
группах.
Получение
первоначальных навыков
сотрудничества, работа
над
общим
делом.
23-24
Памятка жюри
конкурса
Творческая работа.
Составление памятки
25-26
Пробное
выступление перед
незнакомой
аудиторией
Пробное выступление
27-28
Самоанализ –
рефлексия после
твоего выступления
перед незнакомой
аудиторией
Ролевые игры
29-30
Играем в учёных.
Это интересно
Практическая работа
открытий»)
Руководить
деятельностью
обучающихся по
ознакомлению с
памяткой жюри.
Разъяснить новые
понятия и слова
стихи наизусть
Обсуждать каждый
пункт требований
жюри к
выступлению на
конкурсах проектов.
Познакомиться с
новыми советами
мудрого Дельфина
Повторить правила, Выступать перед
которые помогут
незнакомой
выступить перед
аудиторией
незнакомой
аудиторией
Обучать
Сочинять советы
рефлексии. Учит
выступающим перед
универсальным
незнакомой
учебным действиям аудиторией.
(УУД).
Провести опыт по
наблюдению за
тем, как в такт
биению сердца
колышется спичка,
поставленная на
запястье.
Подготовить для
опыта пластилин,
спичку, стол, часы
Наблюдает,
осуществляет
сравнение, сходство
и различие
выдвигает гипотезы,
делает выводы и
обобщения,
классифицирует,
рассуждает,
анализирует,
Проявление творчества
Формирование умения
оценивать свою работу
по
выработанным
критериям
Формирование умения
публичного выступления
представления
результатов работы
Формирование умения
оценивать свою работу и
видеть ошибкоопасные
места:
осмысливать
задачу,
объективно
оценивать свои действия,
признавать свои ошибки,
анализировать результат
своей работы
Формирование умения
делать прямые выводы,
заключения на основе
имеющихся фактов
31-32
33-34
Благодарственные
рисунки-отклики
помощникам твоим
проекта.
Пожелания
будущим
проектантам
Советы на лето от
Мудрого Дельфина
Творческая работа
Интеллектуальные
игры
с секундной
стрелкой
Оказывать
индивидуальную
помощь в
подготовке
благодарностей
Рисовать открытки
своим помощникам
Подбирает и
Активно участвовать
адаптирует
в играх
материал с учётом
типа школы и
уровня
подготовленности
учащихся. Учит
универсальным
учебным действиям
(УУД).
Формирование
высказывать
благодарности
команды,
помощникам
умения
слова
членам
своим
Участие
в
диалоге:
высказывание
своих
суждений
по
обсуждаемой
теме,
анализ
высказываний
собеседников
Тематическое планирование 4 класс
№
Наименование изучаемой темы
Основное содержание по
теме
п/п
Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий)
Всего часов: 34 часа
Дата
Тема урока, тип урока
пла фак
н т
1
Твои новые интересы и
увлечения.
Колво
часо
в
Элемент содержания
Требования к результатам
Контрольно(предметным и
оценочная
метапредметным)
деятельность
Учащийся
Учащийся
Вид
Форма
научится
сможет
научиться
1
Ознакомление с
Научиться
Презентовать текущий Самокон
приложением в конце
составлять свое увлечение,
троль/вз
тетради. Работа с текстом.
план
достижения.
аимокон
Взаимопроверка.
выступление.
троль
Формирование умения Уметь работать
презентовать свои интересы с памяткой.
УО
и увлечения
Знать и
соблюдать
требования к
речи и форме
речи. .
Домашние
задания.
.
2
3
Виды проектов.
Исследовательскитворческий проект
4,
Творческий проект
5
Ролево-игровой проект
1
Знакомство с видами
Понимать
проектов:
смысл
исследовательскиисследовательс
творческий проект.
ки-творческий
Формирование умений
проект
научно-творческого
исследования. Определение
этапов проекта. Изучение
исследовательских и
творческих задач.
1 Ознакомление с творческим Оценивать свои
проектом. Составления возможности в
паспорта проекта.
творческом
проекте.
1
2
6,
7
Знакомство с видами
Различать виды Определять вид текущий Самокон
проектов и терминологией
проектов
проекта по
троль/вз
проектов
своей теме
аимокон
троль
Исследовательский проект с 2
выдвижением гипотезы и
Ознакомление с ролево игровым проектом.
Инсценировка
произведений. Минисценарий.
Работа над понятием
постер. Изучение условий
Осознать, что
такое научнотворческое
исследование.
УО
текущий Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Способность текущий Самокон
мыслить
троль/вз
творчески,
аимокон
находить
троль
нестандартные
решения в
УО
разных
жизненных
ситуациях
Инсценировке Распределять текущий Самокон
произведений
роли ,
троль/вз
составление
аимокон
мини-сценария
троль
Выдвигать
гипотезу по
УО
Систематизиров текущий Самокон
ать и
троль/вз
.
8
9, 10
11-12,
13-14,
15,
16
последующей ее проверкой
Информационноисследовательский проект
при создании постера.
2
Ознакомление с
информационноисследовательским
проектом.
теме.
анализировать
Проводить
полученные
самостоятельн
результаты
ые
исследования
Научиться
Уметь
находить
анализировать.
нужную
Участвовать в
информацию и
дискуссии.
исследовать её
аимокон
троль
УО
текущий Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Практико-ориентированный 2 Ознакомление с практико Различать распределять их текущий Самокон
проект
ориентированным проектом. практикона две группы
троль/вз
ориентированн
аимокон
ые проекты
троль
Монопредметный проект
Межпредметный проект
Виды презентационных
проектов
2
1
1
Ознакомление с
Различать виды
монопредметным проектом. монопредметн
ых проектов
Ознакомление с
межпредметным проектом.
Виды презентационных
проектов
Умение
правильно
заполнять
таблицы
Находить
Составлять
тесные связи
минутку
между
знакомства по
учебными
теме своего
предметами
проекта
(учебными
дисциплинами)
Правильно
выбирать
форму
УО
текущий Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
текущий Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
текущий Самокон
троль/вз
аимокон
презентации
проекта
17,
Вид презентации проекта,
как отчет участников
исследовательской
экспедиции
1
18,
Вид презентации проекта, в
рамках научной
конференции
1
19
Правильная подготовка
презентации к проекту
1
20, 21
Работа с Памяткой при
подготовке публичного
выступления
2
троль
УО
Отчет участников
Составлять Подводить итог текущий Самокон
исследовательской
промежуточны исследовательск
троль/вз
экспедиции как вид
й отчет
ой экспедиции
аимокон
презентации проекта и вид
троль
отчета
УО
Научная конференция как
Понимать
Составление тестирован Самокон
вид презентации проекта смысл научной
перечня
ие
троль/вз
конференции требований к
аимокон
речи
троль
выступающего
на научной
УО
конференции
Правила хорошей
Составлять
Разработать
текущий Самокон
подготовки к презентации презентации по памятку для
троль/вз
проекта
своей теме
начинающих
аимокон
проекта.
проектантов
троль
Рекомендации к
публичному выступлению
Отвечать на
вопросы
оппонентов по
теме проекта
Составлять
памятку при
подготовке
публичного
выступления
УО
текущий Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
22, 23
Работа с памяткой по
2
составлению списка
использованной литературы
во время работы над
проектом
Ознакомление с памяткой
по составлению списка
используемой литературы
во время работы над
проектом
Составлять
список
используемой
литературы
Проводить
рефлексию.
тестирован
ие
24,
Типичные ошибки
проектантов
25
Критерии итогового
оценивания проектной
деятельности учащихся
26, 27,
Программа МРР.
Формирование умения
обработки с диаграммой.
28-29
Программа МРР.
Формирование умения в
работе с таблицей.
Типичные ошибки
Умение
Проводить тестирован
проектантов при подготовке анализировать рефлексию.
ие
и защите проекта
чужие ошибки
и работы над
ними
1
Критерии оценивания
Критерии
Делать
текущий Самокон
проектной деятельности
оценивания соответствующи
троль/вз
учащихся
проектной
е выводы
аимокон
деятельности
троль
учащихся
УО
2
Программа МРР
Работать с
Проводить
текущий Самокон
диаграммами
рефлексию.
троль/вз
аимокон
троль
1
2
Программа МРР
Работать с
таблицами
Проводить
рефлексию.
УО
текущий Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
30
Практическая работа
1
31
Использование ресурсов
1
Интернета при подготовке к
презентации
32
Программа Microsoft Office
1
Программа МРР
Использование ресурсов
Интернет при подготовке
презентации
Программа MicrosoftOffice
Правильно Защищать свою
заполнять
работу.
таблицы
Правильно Защищать свою текущий Самокон
пользоваться
работу.
троль/вз
ресурсами
аимокон
Интернет
троль
Работать с
УО
текущий Самокон
.
.
Word. Формирование
навыков работы с текстом и
по настройке полей и
абзацев.
33
Твои впечатления от работы 1
над проектов.
34
Пожелания будущим
проектантам. Страница
благодарности тем, кто
окружал и поддерживал
тебя в этом году. Советы
мудрого Дельфина на лето.
1
Word.
текстом и
настройками
полей и абзацев
Подведение итогов
Подводить
итоги своей
работы
Делать выводы,
умозаключения в виде
советов и пожеланий
будущим проектантам.
троль/вз
аимокон
троль
УО
текущий Самокон
троль/вз
аимокон
троль
УО
Высказывать Прислушиватьс текущий Самокон
слова
я к советам
троль/вз
благодарности
другим
аимокон
тем, кто
троль
окружал и
поддерживал в
УО
течении года.