МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация ГО Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 10 имени воина-интернационалиста Александра Харламова
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
МО МАОУ СОШ №10
Директор МАОУ СОШ
№10
________________________
Лаптева.Т.В
Приказ №172 от «29»
августа 2024 г.
________________________
Кульнева.Е.А
Приказ №172 от «29»
августа 2024 г..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Математическая грамотность»
для обучающихся 5-8 классов
п.Половинный 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного учебного курса разработана в соответствии с
нормативными документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
•
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. N 996-р
•
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
Программой воспитания МАОУ СОШ №10 на 2023-2024 учебный год.
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение
уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к
предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор
профиля дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные
задачи и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать
широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ.
На изучение учебного курса «Математическая грамотность»
отводится 136 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34
часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основной целью программы является развитие функциональной
грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие способности человека формулировать,
применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта
способность включает математические рассуждения, использование
математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль
математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему гражданину.
Основные задачи:
•
умение выполнять основные арифметические действия;
•
находить и извлекать нужную информацию из текстов, схем,
рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и
электронных носителях;
•
анализировать и обобщать (интегрировать) информацию в разном
контексте;
•
овладеть универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое;
•
развитие умений применять изученные понятия, результаты,
методы для решения практических задач.
Виды
деятельности:
игровая,
проектная,
исследовательская,
познавательная.
В ходе реализации программы проводится текущая аттестация
(выполнение заданий в ходе занятия), рубежная (по окончании модуля) в
форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества
общего образования в общеобразовательных организациях на основе
практики
международных
исследований
качества
подготовки
обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
✓ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к
учению;
✓ готовности к самообразованию и самовоспитанию;
✓ адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
✓ компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
✓ морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы,
ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
✓ эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами является формирование регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
✓ самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им;
✓ адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение;
✓ выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
✓ осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу
действия;
✓ оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как в конце действия;
✓ определять
цели, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
✓ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
✓ планировать пути достижения целей;
✓ устанавливать целевые приоритеты;
✓ принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
✓ осуществлять
констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
✓ предполагать развитие будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные УУД:
✓ оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
✓ осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнёра;
✓ в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру
построения действия;
необходимую
информацию
как
ориентир
для
✓ осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь
убеждать;
✓ работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
✓ основам коммуникативной рефлексии;
✓ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
✓ отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых
действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи;
✓ вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию,
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
✓ следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания
к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
✓ устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен
знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных
решений;
✓ в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять
её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД:
✓ выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные
вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);
✓ проводить доказательные рассуждения;
✓ самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и
поискового характера;
✓ синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением
недостающих компонентов;
✓ использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования,
аналогии, постановки аналитических вопросов для решения задач;
✓ умение
понимать
информации;
и
адекватно
оценивать
язык
средств
массовой
✓ владеть
смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение
информации в соответствии с целью чтения;
✓ выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
условий;
✓ анализировать объект с выделением существенных и несущественных
признаков;
✓ выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
✓ осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
✓ устанавливать причинно-следственные связи;
✓ проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с
восполнением недостающих компонентов;
✓ комбинировать
известные алгоритмы решения математических
задач,не предполагающих стандартное применение одного из них;
✓ исследование
предложений,
практических
ситуаций, выдвижение
понимание необходимости их проверки на практике;
✓ самостоятельное
выполнение
творческих
работ,
осуществляя
исследовательские
и
проектные
действия,
создание
продукта
исследовательской и проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
✓ сформировать практические навыки выполнения устных, письменных,
инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
✓ овладеть
символическим языком алгебры, выработать формальнооперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению
математических и нематематических задач;
✓ изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать
функционально-графические
реальных зависимостей;
представления
для
описания
и
анализа
✓ развить
пространственные представления и изобразительные умения,
освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с
простейшими пространственными телами и их свойствами;
✓ получить представления о статистических закономерностях в реальном мире
и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов,
носящих вероятностный характер;
✓ развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать
суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и
контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный,
символический,
графический)
для
иллюстрации,
интерпретации,
аргументации и доказательства;
✓ сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных процессов
и явлений.
✓ представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
Тема занятия
Применение
чисел и
действий над
ними. Счет и
десятичная
система
счисления.
Сюжетные
задачи,
решаемые с
конца.
Всего
часов, 1
часв
неделю
4
4
Задачи на
переливание
(задача
Пуассона) и
взвешивание.
6
Логические
задачи: задачи о
«мудрецах»,
o лжецах и тех,
кто всегда
говорит правду.
4
Первые шаги в
геометрии.
Простейшие
геометрические
фигуры.
Наглядная
геометрия.
Задачи на
разрезание и
перекраивание.
6
Теория Практика Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы
1
3
http://borisova
irino4ka.narod.
ru/olderfiles/2/
tekstovye_zad
achi_po_mate
matike.pdf
1
3
http://borisov
airino4ka.naro
d.ru/olderfile
s/2/tekstovye
_zadachi_po
_matematike.
pdf
2
4
http://borisova
irino4ka.narod
.ru/olderfiles/2
/tekstovye_zad
achi_po_mate
matike.pdf
1
3
http://boriso
vairino4ka.nar
od.ru/olderfi
les/2/tekstov
ye_zadachi_
po_matemat
ike.pdf
2
4
http://borisovairino4ka.narod.
ru/olderfiles/2/t
ekstovye_zadac
hi_po_matemat
ike.pdf
6.
7.
Разбиение
объекта на части
и составление
модели.
Размеры
объектов
окружающего
мира (от
элементарных
частиц до
Вселенной)
длительность
процессов
окружающего
мира.
Комбинаторные
задачи.
Представление
данных в виде
таблиц,
диаграмм,
графиков.
Проведение
рубежной
аттестации.
Итого
2
0
2
http://borisovairino4ka.narod.ru
/olderfiles/2/tekst
ovye_zadachi_po
_matematike.pdf
4
1
3
4
0
4
http://boris
ovairino4ka.na
rod.ru/older
files/2/tekst
ovye_zadac
hi_po_mate
matike.pdf
http://borisovairino4ka.narod.ru
/olderfiles/2/tekst
ovye_zadachi_po
_matematike.pdf
34
8
26
6 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
Тема занятия
Числа и
единицы
измерения:
время, деньги,
масса,
температура,
расстояние.
Вычисление
величины,
применение
пропорций
прямо
пропорциональн
ых отношений
для решения
проблем.
Текстовые
задачи,
решаемые
арифметическим
способом: части,
проценты,
пропорция,
движение,
работа.
Инварианты:
задачи на
четность
(чередование,
разбиение на
пары).
Логические
задачи,
решаемые с
помощью
Всего
часов,
1 час в
неделю
2
Теория Практика Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
0
2
http://borisovairino4ka.narod.ru
/olderfiles/2/tekst
ovye_zadachi_po
_matematike.pdf
4
2
2
http://borisovairino4ka.narod.
ru/olderfiles/2/t
ekstovye_zadac
hi_po_matemat
ike.pdf
6
2
4
http://borisovairino4ka.narod.ru
/olderfiles/2/tekst
ovye_zadachi_po
_matematike.pdf
2
0
2
4
0
4
http://borisova
irino4ka.narod
.ru/olderfiles/2
/tekstovye_zad
achi_po_mate
matike.pdf
http://boris
ovairino4ka.na
rod.ru/older
files/2/tekst
ovye_zadac
hi_po_mate
matike.pdf
6.
7.
8.
таблиц.
Графы и их
применение в
решении задач.
Геометрические
задачи на
построение и на
изучение
свойств фигур:
геометрические
фигуры на
клетчатой
бумаге,
конструировани
е.
Элементы
логики, теории
вероятности,
комбинаторики:
таблицы,
диаграммы,
вычисление
вероятности.
Проведение
рубежной
аттестации.
Итого
2
0
2
6
2
4
4
2
2
http://borisova
irino4ka.narod.
ru/olderfiles/2/
tekstovye_zad
achi_po_mate
matike.pdf
4
0
4
http://borisovairino4ka.narod.ru
/olderfiles/2/tekst
ovye_zadachi_po
_matematike.pdf
34
8
26
http://boris
ovairino4ka.na
rod.ru/older
files/2/tekst
ovye_zadac
hi_po_mate
matike.pdf
http://borisovairino4ka.narod.r
u/olderfiles/2/te
kstovye_zadachi
_po_matematike
.pdf
7 класс
№
1.
2.
3.
4.
Тема занятия
Всего часов, Теория Практи ка Электронны
е (цифровые)
1 час в
образователь
неделю
ные ресурсы
2
0
2
https://www.
Арифметические
mathedu.ru/te
и
xt/kostrikina_
алгебраические
zadachi_povy
выражения:
shennoy_trud
свойства
nosti_v_kurse
операций и
_algebry_7принятых
9_klassov_19
соглашений.
91/p1/
4
2
2
Моделирование
https://www.
изменений
mathedu.ru/te
окружающего
xt/kostrikina_
мира с помощью
zadachi_povy
линейной
shennoy_trud
функции.
nosti_v_kurse
_algebry_79_klassov_19
91/p1/
4
2
2
Задачи
https://ww
практикоw.mathedu.
ориентированно
ru/text/kostr
го содержания:
ikina_zadac
на движение, на
hi_povyshe
совместную
nnoy_trudn
работу.
osti_v_kurs
e_algebry_
79_klassov_
1991/p1/
4
1
3
Геометрические
https://www.m
задачи на
athedu.ru/text/
построения и на
kostrikina_zad
изучение
achi_povyshen
свойств фигур,
noy_trudnosti_
возникающих в
v_kurse_algeb
ситуациях
ry_7повседневной
9_klassov_199
жизни, задач
1/p1/
практического
содержания.
5.
Решение задач
на вероятность
событий в
2
0
2
https://www.m
athedu.ru/text/
kostrikina_zad
achi_povyshen
noy_trudnosti
_v_kurse_alge
bry_79_klassov_199
1/p1/
6.
7.
8.
реальной жизни.
Элементы
теории
множеств как
объединяющее
основание
многих
направлений
математики.
Статистические
явления,
представленные
в различной
форме: текст,
таблица,
столбчатые и
линейные
диаграммы,
гистограммы.
Решение задач
исследовательск
ого характера.
Проведение
рубежной
аттестации.
Итого
2
0
2
6
2
4
6
1
5
4
0
4
34
8
26
https://www.mat
hedu.ru/text/kostr
ikina_zadachi_po
vyshennoy_trudn
osti_v_kurse_alg
ebry_79_klassov_1991/
p1/
https://www.m
athedu.ru/text/
kostrikina_zad
achi_povyshen
noy_trudnosti_
v_kurse_algeb
ry_79_klassov_199
1/p1/
https://www.mat
hedu.ru/text/kostr
ikina_zadachi_po
vyshennoy_trudn
osti_v_kurse_alg
ebry_79_klassov_1991/
p1/
https://www.mat
hedu.ru/text/kostr
ikina_zadachi_po
vyshennoy_trudn
osti_v_kurse_alg
ebry_79_klassov_1991/
p1/
8 класс
№
1.
2.
3.
4.
Тема занятия
Всего часов, Теория
1 час в
неделю
Работа с
информацией,
представленной
в форме таблиц,
диаграмм
столбчатой или
круговой, схем.
4
1
Вычисление
расстояний на
местности в
стандартных
ситуациях и
применение
формул в
повседневной
жизни.
Квадратные
уравнения,
аналитические и
неаналитические
методы
решения.
2
0
4
1
Алгебраические
связи между
элементами
фигур: теорема
Пифагора,
соотношения
между
сторонами
треугольника),
относительное
расположение,
равенство.
4
2
Практика Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы
3
https://www.ma
thedu.ru/text/ko
strikina_zadach
i_povyshennoy
_trudnosti_v_k
urse_algebry_7
9_klassov_199
1/p1/
2
https://www.m
athedu.ru/text/
kostrikina_zad
achi_povyshen
noy_trudnosti_
v_kurse_algebr
y_79_klassov_199
1/p1/
3
https://www.
mathedu.ru/te
xt/kostrikina_
zadachi_povy
shennoy_trud
nosti_v_kurse
_algebry_79_klassov_19
91/p1/
2
https://w
ww.math
edu.ru/te
xt/kostri
kina_zad
achi_pov
yshenno
y_trudno
sti_v_ku
rse_alge
bry_79_klasso
v_1991/
p1/
Математическое
4
1
3
5.
6.
7.
8.
Итого
описание
зависимости
между
переменными в
различных
процессах.
Интерпретация
трѐхмерных
изображений,
построение
фигур.
2
0
2
Определение
ошибки
измерения,
определение
шансов
наступления
того или иного
события.
4
1
3
Решение
типичных
математических
задач,
требующих
прохождения
этапа
моделирования.
Проведение
рубежной
аттестации.
6
2
4
4
0
4
34
8
26
https://www.mat
hedu.ru/text/kostr
ikina_zadachi_po
vyshennoy_trudn
osti_v_kurse_alg
ebry_79_klassov_1991/
p1/
https://www.mat
hedu.ru/text/kostr
ikina_zadachi_po
vyshennoy_trudn
osti_v_kurse_alg
ebry_79_klassov_1991/
p1/
https://www.m
athedu.ru/text/
kostrikina_zad
achi_povyshen
noy_trudnosti_
v_kurse_algeb
ry_79_klassov_199
1/p1/
https://www.mat
hedu.ru/text/kostr
ikina_zadachi_po
vyshennoy_trudn
osti_v_kurse_alg
ebry_79_klassov_1991/
p1/
https://www.mat
hedu.ru/text/kostr
ikina_zadachi_po
vyshennoy_trudn
osti_v_kurse_alg
ebry_79_klassov_1991/
p1/