РП финансовая грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Администрация ГО Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 10 имени воина-интернационалиста Александра Харламова

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

МО МАОУ СОШ №10

Директор МАОУ СОШ
№10

________________________

________________________

Лаптева Т. В.
Приказ №172
от «29»
августа 2024 г

Кульнева Е. А.
Приказ №172
от «29»
августа 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Финансовая грамотность»

п. Половинный 2024
Финансовая грамотность
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений
на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи,
о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с
деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят
личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа
«Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа
«Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»
Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»
Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 3. Риски в мире денег
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая
консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».
Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что
такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и
риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»

Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение
экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»
Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги
мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»
Тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов
1

1

Современные деньги России и других стран.

2-3

Практическая работа. Деньги. Тест.

2

4

Структура доходов семьи.

1

5

Зарплата как источник дохода.

1

6

1

7

Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие по
безработице и кому оно полагается в России.
Структура семейных расходов.

8

Контроль семейных расходов.

1

9

Практическая работа. Контроль семейных расходов.

1

10

Что такое семейный бюджет.

1

11

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.

1

12
1314

Составление, семейного бюджета.

1

Практическая работа. Составление, семейного бюджета.

2

15

Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт.

1

16

Что такое финансовое мошенничество.

1

17

Фальшивые деньги. Тест.

1

18

Что такое пенсия.

1

19

Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить
размер будущей пенсии.
Банки и их функции.

1

Договор банковского вклада и банковского счёта.

2

Банковский кредит и условия его предоставления.

1

Банковские карты. Виды банковских карт.

1

20
2122
23
24

1

1

2526
27

Практическая работа. Банковские карты.

2

Практическая работа. Банковские карты. Зачет.

1

28

Налог. Какие налоги вам предстоит платить.

1

29

Практическая работа. Налог. Тест.

1

30

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1

31

1

32

Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила похода в
магазин.
Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги.

33

Что нужно знать при оформлении на работу.

1

34

Практическая работа. Финансовая грамотность. Зачёт.

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».