МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Администрация ГО Верхний Тагил
МАОУ СОШ № 10 имени воина-интернационалиста Александра Харламова
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
МО МАОУ СОШ №10
Директор МАОУ СОШ
№10
________________________
________________________
Лаптева ТВ
Приказ №172 от «29»
августа 2024 г
Кульнева ЕА
Приказ №172 от «29»
августа 2024 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса технологии (декоративно прикладное искусство)
для обучающихся 10-11 класса
п. Половинный 2024
Планируемые результаты изучения курса «Технология».
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных,
мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве
для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с
позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей
профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной
и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления
при
организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического
труда.
Мета предметные результаты:
• алгоритмизированное
планирование
процесса познавательно-трудовой
деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим
условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных
алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества
в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач
в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и
технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование
выводов по
обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в
устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных
задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и
создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую
потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности
в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой
деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой
деятельности по
принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения
противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства;
• соблюдение приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной
технической
и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов
труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных
и
технико - технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования
материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды,
а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления
технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического
цикла в процессе подготовки и осуществления
технологических процессов
для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий
и проектов.
в трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процессе труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и
проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии
и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной
карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных
норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности,
правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных
и
конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической
и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной
задачей сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в
технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов тру да по установленным
критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных
инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов
их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом
сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
в мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной
деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней
школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего
специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере
услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении
работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени,
материалов, денежных средств и труда.
в эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация
работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное
планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований
эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
в коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом
общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации
в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом
требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом
технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Система универсальных учебных действий (УУД).
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи
знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их
реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и
строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится
возможным благодаря формированию системы
универсальных учебных
действий.
Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность
обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие
мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных
предметных областях познания. Личностные действия позволяют сделать учение
осмысленным, увязывая их с реальными жизненными
целями и ситуациями.
Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие
жизненных ценностей, позволяют сориентироваться
в нравственных нормах и
правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Регулятивные
действия обеспечивают возможность управления познавательной
и учебной
деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции
своих действий, оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают
действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой
информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные действия
обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать
партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь
договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать
поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Организация технологической деятельности с учетом здоровье сберегающих ресурсов.
Культура труда включает планирование и организацию трудового процесса,
как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования,
организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и
трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения
социальных функций труженика.
В процессе организации классно-урочной системы, на основе модульного
подхода структурирования содержания учебного материала (разделы), необходимо
акцентировать внимание обучающихся на соблюдение требований здоровье
сберегающих ресурсов: безопасные приемы работы при работе с различными
инструментами, материалами, бытовой техникой, компьютером, соблюдение правил
личной гигиены.
В направление «Технологии ведения дома»:
• Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом
запросов потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.
• Экологическая безопасность материалов и технологий при выполнении работ.
• Правила безопасности труда, гигиены и пожаробезопасности при выполнении работ.
• Применение индивидуальных средств защиты и гигиены.
• Правила безопасного пользования бытовой техникой.
• Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на
здоровье человека.
Модуль (Раздел) «Кулинария»:
• Санитарные требования к помещениям кухни и столовой.
• Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.
• Профилактика
пищевых отравлений: оказание первой помощи при
пищевых отравлениях.
• Рациональное размещение оборудования кухни, столовой.
• Безопасные приемы выполнения технологий обработки пищевых продуктов.
• Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.
• Физиология питания, пищевые продукты, источники рационального питания.
• Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека.
• Экологическая оценка технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
❑ роль пищевых веществ в питании, процессы пищеварения, основы рационального
питания.
❑ основы пищевой санитарии и гигиены, кулинарную обработку продуктов.
❑
организацию рабочего места, особенности применения специй и приправ,
технологию приготовления супов;
❑ возможности техники вязания на спицах, материалы и инструменты;
❑ свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и щелковых нитей;
❑
правила подбора спиц для вязания;
❑ условные обозначения, применяемые при вязании на спицах;
❑
технологию вязания на двух и пяти спицах;
❑ способы ремонты вязаных изделий;
❑ правила подбора игл и материалов для вышивки лентами;
❑
содержание и характер труда специалистов по художественной обработке ткани;
❑ понятие технического творчества как вида технологии, методы технического
творчества.
Учащиеся должны уметь:
❑ вести механическую и кулинарную обработку продуктов, организовать рабочее
место для приготовления блюд;
❑ подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора;
❑
выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений;
❑
вязать простые изделия на двух и пяти спицах;
❑
производить ремонт вязаных изделий.
❑ провести анализ объекта, определить его функции, структуру, сформулировать
требования и найти недостатки, применять методы технического творчества,
разработать конструкцию несложных объектов, изготовить объект;
❑ составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов,
использовать цветовое оформление изделий;
❑ выдвигать деловые идеи;
❑ соблюдать правила безопасности труда;
❑ контролировать качество выполняемых работ.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
❑ вести экологически здоровый образ жизни;
❑ организации питания, обеспечивающего сохранение здоровья;
❑ приготовления и оформления кулинарных блюд здорового питания;
❑ сервировки стола и соблюдения правил поведения за столом;
❑
❑
❑
использовать ПЭВМ: для решения технологических, конструкторских,
экономических задач; как источник информации;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и
поделочных материалов;
ориентироваться на рынке товаров и услуг.
Содержание учебного предмета.
Технологическая культура и профессиональная деятельность. 6 ч. Введение.
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Технологическая культура и профессиональная
деятельность. Организация производства. Технологическая культура и культура труда.
Проектная деятельность.
Кулинария. 14 ч. Инструктаж по ТБ при кулинарных работах. Биологическое значение
пищи и ее химический состав. Овощное рагу. Рыба в кляре. Бефстроганов. Заправочный
суп. Полянички из творога. Тест «Кулинария». Проект «Десерт».
Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг. 34 ч.
(Материаловедение. 4 ч.) Технологический процесс производства пряжи и тканей.
Строение и свойства пряжи и тканей. Ассортимент пряжи и тканей.
(Художественная обработка материалов. Вязание на спицах. 12ч.) Инструктаж по ТБ
при вязании на спицах. Материалы, инструменты для вязания. Основные приемы вязания.
Вязание на двух спицах. Виды резинки. Ажурное вязание. Схемы для вязания. Орнамент
в вязаных изделиях. Цвет в художественном оформлении вязаных изделий. Вязание на
пяти спицах. Зачет – проект «Вязание на спицах».
(Вышивка шелковыми лентами. 10 ч.) Основные виды стежков. Разработка эскиза.
Технология вышивки. Окончательная отделка изделия.
(Декупаж. 8 ч.) Технология выполнения техники декупаж. Окончательная отделка зделия
Проект.
Введение в техническое творчество. 10 ч. Понятие творчества. Как ускорить процесс
решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Метод синектика. Как найти
оптимальный вариант. Эвристические методы, основанные на ассоциации. К. р. «МРТЗ»
Творческий проект. 4 ч. Раздел «Художественная обработка материалов». Зачет-защита
проекта.
Тематическое планирование по технологии 10 класс
№
Колп/п, во
дата часов
Тема занятия
3
Дата фактического проведения занятия
4
1
1-2
2
2
3-4
2
Технологическая культура и культура труда
5-6
2
Проектная деятельность
7-8
2
Введение. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ
Организация производства.
Инструктаж по ТБ при кулинарных работах.
Биологическое значение пищи и ее химический состав.
9-10
1112
1314
1516
1718
1920
2122-
2
2
Овощные блюда и гарниры.
Горячие блюда из рыбы.
2
Горячие блюда из мяса и субпродуктов.
2
Первые блюда. Пр.р. «Заправочный суп»
2
Изделия из пресного теста. Тест «Кулинария»
2
Проект «Десерт»
2
2324
2526
2
Материаловедение.
Технологический процесс производства пряжи и
тканей.
Строение и свойства пряжи и тканей.
Ассортимент тканей пряжи.
2728
2
2930
2
Пр.р. «Ажурное вязание».
Пр.р. »Схемы для вязания»
3132
3334
3536
3738
3940
41424344
4546
4748
4950
5152
5354
2
2
Цвет в художественном оформлении вязаных изделий.
Пр.р. «Орнамент в вязаных изделиях».
Пр.р. «Вязание на пяти спицах»
2
Зачет-проект «Вязание на спицах»
2
Вышивка шелковыми лентами
2
Основные виды стежков
4
Разработка эскиза. Технология вышивки
2
Окончательная отделка изделия
2
Декупаж
2
Технология выполнения техники декупаж
2
Окончательная отделка изделия
2
Проект.
2
Вязание на спицах.
Инструктаж по ТБ при вязании на спицах. Материалы,
инструменты для вязания.
Пр.р. «Основные приемы вязания».
Пр.р. «Вязание на двух пицах».
Пр.р. «Виды резинки».
5556
5758
59606162
6364
2
6566
6768
6
2
2
2
2
2
Введение в техническое творчество.
Понятие творчества.
Как ускорить процесс решения творческих задач.
Пр.р. «Метод контрольных вопросов . Метод
синектика»
Как найти оптимальный вариант.
Пр.р. »Эвристические методы, основанные на
ассоциации».
К.р.»МРТЗ»
Выполнение творческого проекта «Художественная
обработка материалов».
Зачет -защита проекта по разделу «Художественная
обработка материалов».
68
Тематическое планирование по технологии 11 класс
№
Колп/п, во
дата часов
Тема занятия
3
6
1
1-2
2
2
3-4
2
Экономика отрасли и предприятия
5-6
2
Основы технологической культуры
7-8
2
9-10
1112
1314
1516
1718
2
2
Инструктаж по ТБ при кулинарных работах. Основы
рационального питания.
Пр.р. «Кулинарная обработка овощей»
Пр.р. »Технология приготовления закусок»
2
Пр.р. «Технология приготовления вторых блюд из мяса»
2
Пр.р. «Заправочный суп»
2
1920
2122-
2
Пр.р. «Технология приготовления блюд из яиц и
творога»
Тест «Кулинария»
Проект « Блюда национальной кухни».
2
Дата фактического проведения занятия
Введение. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ
Проектная деятельность
Материаловедение. Подкладочные и прокладочные
материалы. Материалы для соединения деталей.
Отделочные материалы и фурнитура.
2324
2
2526
2728
2930
3132
3334
3536
3738
3940
41424344
4546
4748
2
Аппликация. Технология Выполнения.
2
Перевод эскиза. Раскрой деталей.
2
Способы выполнения аппликации.
2
Способы выполнения аппликации
2
Окончательное оформление изделия.
2
Батик – роспись по ткани
2
Свободная роспись по ткани
2
Холодная роспись ткани
4
Холодная роспись ткани
2
Защита проекта
2
Вышивка по продергу. Мережки. Пр.р. «Мережки
простые. Мережки враскол».
4950
5152
5354
5556
2
Мережки сложные.Декорирование изделия мережками.
2
Окончательная отделка изделия.
2
Проект.
2
Маркетинг как составляющая деятельности предприятия
в условиях рыночной экономики
5758
59606162
6364
6566
6768
2
Профессиональный состав сервисных предприятий.
2
Региональный рынок труда
2
Пути получения профессионального образования
2
Обобщающий урок.
6
Выполнение творческого проекта «Художественная
обработка материалов».
Зачет -защита проекта по разделу «Художественная
обработка материалов».
Уход за швейными изделиями и материалами.
2