открытый урок естественнонаучная гамотность 8 класс

Конструкт урока естественнонаучная грамотность 8 класс
Интеллектуальная игра

Тема: Обобщение знаний по теме «Вода – основа жизни»
Тип урока: Урок контроля и оценки знаний (интегрированный (игра-практикум)
Оборудование: глобус, 3-х литровая банка, стакан, пипетка, бумага, ручки, спички, вода, мыло, ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал, ромашки, капельки,
смайлики, контурные карты.
Основные термины и понятия: смачивание, капиллярность, поверхностное натяжение, текучесть, растворимость.
Цель урока: обобщить полученные знания.
Задачи:
Образовательные: через содержание учебного материала и межпредметной связи биологии, физики, математики, географии, литературы развивать познавательные
интересы и интерес к живой и неживой природе.
Воспитательные: умение сотрудничать, работать в группе.
Развивающие: совершенствовать полученные знания и навыки логического мышления, применять знания для решения практических задач.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: Понимание значения воды для повседневной жизни и деятельности человека на основе естественнонаучных знаний.
Метапредметные: Умение участвовать в совместной деятельности.
Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в

коллективном обсуждении проблемы,

аргументировать свою позицию.
Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Логические УУД: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения.
Предметные:. Находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте
Формирование целостного восприятия окружающего мира;
Способность к рефлексивной самооценке собственных действий, саморазвитию;
Развитие познавательных мотивов;
Извлекать необходимую информацию из текста, иллюстраций, наблюдений для решения учебной задачи;
Освоение норм коммуникативного взаимодействия;

1

Название
этапа урока
Основная
задача этапа

1.

Организационно-мотивационный этап

Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.
Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
(усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Предметные
действия

Метапредметные
действия

- приветствие учащихся;
- определение отсутствующих;
-определение
внешней
готовности
учеников к работе;
-эмоциональный настрой на работу.

Название
этапа урока
Основная
задача этапа

Личностные
действия

Задания,
контролирующие усвоение
содержания и учебных
действий

Учащиеся
приветствуют учителя;
сообщают об
отсутствующих;
демонстрируют готовность
к уроку.
УУД:
самоопределение;
нравственный выбор.
2.

Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала

Обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся
(личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценность отношений).
Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
(усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Предметные действия

Метапредметные
действия

Личностные действия

Задания,
контролирующие
содержания
и
действий

усвоение
учебных

2

Есть моря, есть океаны,
Изморось, роса, туман.
Есть озёра и река, иней есть и облака.
Капли есть, есть водопад.
Есть болота, есть пруды.
Что главнее для природы?
Ну, конечно, это…
Ребята, анализируя вышесказанное, ответьте на
вопрос о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
(ответы детей)
«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
Ты сама жизнь».
Антуан де Сент-Экзюпери

Анализ стихотворения
УУД:
коммуникативные;
познавательные
- сравнение
- анализ
- сравнение
Вступают
учителем
вопросы)

в диалог с
(отвечая на

Учащиеся
слушают
информацию;
осмысливают, выполняют
задания

Отвечают на вопросы.
Работа в группе

УУД:
самоопределение;
нравственный выбор.

-инициативное
сотрудничество в поиске
и сборе информации

Формулируют тему, цели
урока.

Сегодня в форме игры нам с вами предстоит
выяснить непростые проблемы водоснабжения,
проявить свои знания, творческие способности,
смекалку, воображение.
Вы все поделены на команды. У вас было
домашнее задание: оформить карточку с названием
команды. Командиры команд озвучьте название
вашей команды.
Также у нас вами присутствует жюри, которое
будет следить за вашими ответами и выставлением
баллов.
В ходе игры мы будем проводить
конкурсы, викторины, слушать ваши выступления.
Правильные ответы будут оцениваться капелькой.
Ваша задача побольше дать правильных ответов и
набрать капелек. 14 февраля день действий в
защиту рек,
воды.
22
марта
объявлен
международным днём воды. В конце нашего
занятия мы должны ответить: почему же появились
такие даты, и почему стало необходимо охранять
воду? Так много ли воды на нашей планете, хватает
ли её всем? (показывает детям глобус, напоминает,

Ответы на вопросы
Проявляют
познавательную
инициативу.
Осознание
предстоящей
деятельности.

систематизация
информации
цели

УУД:
самоопределение;
самоактуализация
-осмысление,
запоминание

-

3

что голубым цветом на нём изображена вода).
А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь
большую её часть составляют моря и океаны – это
солёная вода. Если представить, что вся вода
нашей планеты умещается в трёхлитровой банке,
то пресная занимает всего лишь полстакана.
Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы
получите воду рек и озёр. (слова сопровождаются
показом опытами).

Название
этапа урока
Основная задача
этапа

2. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, формирование умений)
Создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и
метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная
деятельность.
Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания
урока, уч. действий)
Предметные
Метапредметные
Личностные
действия
действия
действия

Итак, начинаем нашу интеллектуальную
игру.
Первый трек Загадочный разминка).
Напоминаю, за каждый правильный ответ, команда
получает капельку.

- ориентация по
текстам
- находить ответы
- делать выводы

Что бежит без прогону? (вода)
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон
капели и пахнет весной.
(Сосулька)
Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывёт. (Облако)
В белом бархате деревья,
И заборы, и дома,
А как ветер нападёт –
Этот бархат опадёт. (Иней)

УУД:
предметные
Находить и извлекать
информацию
о
естественнонаучных
явлениях в различном

Развивают
мышление,
внимание;
контролируют
результат своей
деятельности.

Задания,
контролирующие
усвоение содержания и учебных действий

Ответы на вопросы, применение знаний
географического характера, работа с
текстом, проведение опытов, объяснение
материала

- слушать и
понимать речь
других
- учатся
высказывать свою

- формирование
уважительного и

4

Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Не вода не суша- на лодке не уплывёшь
ногами не пройдёшь
. (болото)
К маме речке бегу и молчать не могу я
е сын родной а родился весной
(ручей)
По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт, тут и
пропадёт (волна)
Второй трек – топографическая разминка, перед
вами контурные карты, ваша задача в течении 1
минуты подписать океаны и два моря
Третий трек – работа по тексту PISA (текст в
раздаточном материале и на слайде). Задание:
найти плошадь поверхности Земли, занятой водой
(приложение 1)
Четвёртый трек –объяснение опытов. Заданиенеобходимо продемонстрировать опыты и
объяснить почему так произошло.
(приложение 2)
Пятый трек – определи термин по картинке
(картинки демонстрируются на слайдах)
Шестой трек – нестандартная задача. Вытяни
билет с вопросом на естественнонаучную
грамотность и ответь на него. (приложение 3)

контексте

версию
- перекодировка
информации

Формирование
целостного восприятия

доброжелательног
о отношения к
другому человеку

к

-умение оценивать
себя и другого
человека

собственных действий,

УУД:
самоактуализация

окружающего мира;
Способность
рефлексивной
самооценке
саморазвитию;
Развитие
познавательных
мотивов;
Извлекать необходимую
информацию из текста,
иллюстраций,
наблюдений
решения

для
учебной

задачи;
Освоение

норм

коммуникативного
взаимодействия;

5

Название
этапа урока
Основная
задача этапа

3.

Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного.
Проверить усвоение знаний и умений учащихся
Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч.
действий)
Предметные
действия

Ребята, а сейчас продолжите фразу
Сегодня на уроке я….

Обмениваются мнениями,
высказывают своё мнение,
знание по теме урока

Метапредметные
действия
Учащиеся
включаются в беседу с
учителем.

Личностные
действия
Контролируют
действия.

Задания,
контролирующие
содержания
и
действий

усвоение
учебных

свои
Высказывание своей позиции

Делают
свои
комментарии по работе
своей группы и других
групп.

Название
этапа урока
Основная
задача этапа

4. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)
Актуализировать знания учащихся. Оценить общий уровень учебных достижений.

6

Содержание этапа
Деятельность учителя

Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч.
действий)
Предметные
действия

Метапредметные
действия

Личностные
действия

Задания,
контролирующие
содержания
и
действий

усвоение
учебных

Ответы на вопросы
Какую проблему мы сегодня решили? И почему
появились даты 14февраля и 22 марта?
Вода – это важно. И даже очень. Более 60 тонн
воды выпивает человек за своё жизнь! За месяц
каждый из нас выпивает столько же воды, сколько
весит сам. Это очень много! Во все времена и во
всех странах чистая и безопасная вода была
вопросом жизни и смерти. Причиной эпидемий,
уносивших миллионы жизней, было в первую
очередь загрязнение воды возбудителями опасных
болезней. К сожалению, проблема качества воды и
сегодня остаётся одной из острейших.

Ребята, у вас на столах лежат смайлики
разного цвета, поднимите, пожалуйста тот
смайлик. Который отражает ваше отношение к
уроку (зелёный всё понравилось, интересно;
жёлтый – что-то понравилось, что-то нет;
красный – ничего не понравилось)
Сейчас передаём слово нашему жюри.

УУД:
регулятивные;
коммуникативные

УУД:
предметные

Спасибо, ребята обсуждение оценок за
наше занятие будет завтра.
Урок окончен, всем спасибо!

7

8

Приложение 1
Третий трек – работа по тексту PISA (текст в раздаточном материале и на слайде). Задание: найти плошадь
поверхности Земли, занятой водой
Вода везде и всюду. Площадь
Поверхности Земли составляет
510 млн. км квадратных.
Площадь суши 149 млн. км квадратных.
Водой занята 0,71 часть поверхности планеты.
Мировой океан составляет мор и океаны,
заливы и проливы, омывающие
материки, острова.

Приложение 2

Опыт 1. Лимон не тонет.
Что необходимо для опыта: 1 лимон, стакан воды.
Что нужно делать: налейте воду в стакан и аккуратно опустите в него целый лимон. Он будет держаться на
поверхности и не опустится на дно.
Почему так?
Потому что кожура лимона обладает меньшей плотностью, чем его внутреннее содержание. В кожуре много
частичек воздуха, которые и держат его на поверхности. Если очистить лимон и опустить в воду, он утонет.
Опыт 2. Эксперимент с едой.
Что необходимо для опыта: 2-3 изюминки, 2-3 ядра кукурузы, газированная вода, 2 стакана, простая вода.
Что нужно делать: налить простую воду в стакан и опустить в него изюм и кукурузу. Что произойдёт? Они
утонут. Теперь налить в стакан газированную воду и опустить туда изюм и кукурузу. Сначала они утонут,
затем всплывут.
Почему так? Как известно, в газировке много пузырьков газа. Поднимаясь вверх, пузырьки будут
выталкивать наружу изюм и кукурузу. Но так как на поверхности пузырьки лопаются, то кукуруза и изюм
будут снова падать на дно.
Опыт 3. С мылом и водой.
Что необходимо для опыта? Вода, тарелка, твёрдое мыло.

9

Что нужно делать? Смочить тарелку небольшим количеством воды и положить на неё мыло. Прижать его и
несколько раз прокрутить на тарелке. Через 3-5 минут попробуйте поднять мыло. Вместе с ним и
поднимется и тарелка.
Почему так? Потому что когда мыло намокло, между ним и тарелкой образовалась пена, молекулы которой
сблизились с молекулами тарелки, образуя взаимное притяжение. То есть мыло как бы склеилось с
тарелкой.
Опыт 4. Мыло и перец.
Что необходимо для опыта? Миска с водой, жидкое мыло, перец молотый.
Что нужно делать? Налить в миску воды. Насыпать перец в серединку, затем капнуть жидкое мыло. Перец
начнёт разбегаться в разные стороны.
Почему так? Жидкое мыло растекается по воде увлекая за собой перец.

Приложение 3
Нестандартные задачи.
1.Почему в гололёд снег и лёд посыпают солью?
2. Как рыбам можно предоставить воздух подо льдом?
3.Что такое гидропоника и где её применяют?
4.Почему на морозе разрывается бутылка с водой?
5. Можно ли в термометре использовать вместо спирта воду?

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».